"Отчаяние": великий роман Набокова, экранизация Фассбиндера, актерский блеск Богарда

Херманн Херманн, считающийся русским по происхождению, является владельцем шоколадной фабрики в Германии. Но он разоряется после мирового экономического кризиса в 1929 году, а главное — утрачивает волю и интерес к жизни, постепенно теряя собственную идентификацию и разрушаясь как личность.
 

Подобный сюжет остался бы просто сюжетом, ещё одним примером драматической судьбы человека в момент предгрозья, в ожидании всеобщих потрясений, если бы счастливо не совпали, как минимум, четыре ярких творческих индивидуальности. Немецкий режиссёр Райнер Вернер Фассбиндер воспользовался помощью известного английского драматурга Тома Стоппарда и блистательного актёра Дёрка Богарда, тоже из Великобритании, для того, чтобы снять ленту по произведению русского писателя Владимира Набокова, созданному им ещё в берлинский период творчества.


Мотив раздвоения сознания, растворения человеческой личности вплоть до полной душевной аннигиляции, а затем и физического ухода из этой реальности в мир иных сущностей, по-актёрски близок Богарду («Слуга», «Несчастный случай», «Гибель богов», «Смерть в Венеции», «Провидение»). Кстати, он считал данную роль вообще лучшей в собственной кинобиографии, хотя и не простил постановщику поспешно сделанных перед Каннским фестивалем сокращений в готовой картине.

Упомянутая тема своеобразного «двойничества» приобретает дополнительные обертона в чуть абсурдистско-сюрреалистической, с отсылками и к Кафке, и к Беккету, трактовке Стоппарда, а также благодаря романтически-экспрессионистски-барочной режиссуре Фассбиндера. Набоковская мысль об отчаянии распадающейся личности, которая мечется как бы в чуждом для себя мире между бездной рождения и бездной смерти, понята в фильме «Отчаяние» в качестве навязчивого образа стеклянных стен, дробящихся зеркальных отражений, что преследует героя в его «путешествии к свету». Натыкаясь на прозрачные преграды в блуждании по стеклянной клетке жизни, оставляя свои изображения во всём, что имеет отражающую природу, он неуловимо истончается, лишается самого себя, растрачивает живую душу, которая улетает в глубокую воронку инобытия.

То, что Херманн Херманн, найдя отдалённо похожего на него бродягу, одев в свой костюм и подложив документы, убивает незнакомца за городом в лесу, лишь подтверждает, что неудачливый бизнесмен и несостоявшийся человек, по сути, сам уже мёртв, являя собой одну лишь плоть с вынутой душой, с высосанной временем-вампиром кровью, с изглоданным «веком-волкодавом» мозгом. У русского с немецко-еврейской фамилией нет ни прошлого, ни будущего, а по обе стороны от настоящего — диктатура и тирания, и ему ничего не остаётся, как инсценировать свою досрочную смерть, как бы пригласить себя на собственную казнь.

Кроме того, важно подчеркнуть, что лента «Отчаяние», снятая Райнером Фассбиндером накануне личного 33-летия, открывает его цикл произведений о Германии до, во время и после нацизма. А с другой стороны, она стоит у истоков позднего периода творчества немецкого постановщика, когда он, словно в предощущении скорой кончины, последовавшей всего через четыре года, особенно остро и драматично воспринимал идею онтологического отчаяния («В год тринадцати лун», «Тоска Вероники Фосс», «Керель»).

Автор: Сергей Кудрявцев http://kinanet.livejournal.com/



 

http://i47.fastpic.ru/big/2013/0608/16/e2ae81864dc6e3e34a53781210c24616.jpg


http://i47.fastpic.ru/big/2013/0608/5f/6c0c23ad32effd02fd697b5553dacd5f.jpg

http://i2.imageban.ru/out/2013/10/02/c7e86ced39a9f787f00dffba238a7ac1.png


http://i32.fastpic.ru/big/2012/0121/4b/0ded099b663a11224182e523c93aa64b.png

http://s017.radikal.ru/i408/1401/db/ab610f778029.png

.

Loading...
Loading...