Уильям Берроуз - парадокс человека и писателя

"В Гарварде мне было скучно — я не хотел становиться успешным рекламщиком или кем-то там еще и жить жизнью выпускника Гарварда. И я стал пробовать наркотики."

Родился он в далеком 1914 году, а умер практически в наше время - 1997 году, то есть прожил длинную жизнь в 83 года!  А вот что удивительно: большую часть жизни был закоренелым наркоманом, причем употреблял не кокаин или траву, а действительно тяжелые наркотики. Вы, наверняка, тоже думали, что те, кто употребляет опиаты и героин, редко пересекают сорокалетний рубеж? Получается смерть на восьмом десятке для подобных людей — нечто из области научной фантастики!

"Галлюциногены опаснее героина — я видел, как люди пытаются выйти из окна под ЛСД, в то время как героиновые наркоманы просто сидят, уставившись на большой палец своей ноги."

Всю жизнь он будто разрушал шаблоны. Являясь американским писателем, вдохновения он брал в Марокко и Южной Америке. Пребывание в странах третьего мира сбивало с толку его коллег, мешало чётко идентифицировать его. А теперь самое большое несовпадение: за этой личностью, одетой в строгую тройку скрывается культовая фигура битников, можно сказать, их король! Если вы не знаете кто это, поясню - beat generation разбитое поколение, молодежь, не признающая никаких правил с асоциальным поведением. Его друзьями были Аллен Гинсберг и Джек Керуак. Битники, на мой взгляд, как и хиппи должны быть с длинными волосами, цветными одеждами, пахучими палочками, с улыбкой от ушей и пламенными речами о мире во всем мире. Почему вдруг человек, похожий на проповедника является их путеводителем?

"Обманывай свою квартирную хозяйку сколько хочешь, но никогда не пытайся обсчитать Музу."



В своих произведениях он был маргиналом, опустившимся человеком, описывающим свои "приходы" и смотрящим через эту призму галлюцинаций на мир. И очень правдиво выходило. С помощью таких усилений он доказывал свою любовь к Америке, как бы противоречиво это не звучало. Битник - патриот, таким он и был. Его творчество — сильнейший и действенный метод показания живого и истинно прекрасного сквозь призму абсурдизма. Он как бы говорит: "Я люблю Америку. Ты можешь быть прекрасной. Но сейчас ты разлагаешься, умираешь, истекаешь кровью. Возьмемся же все за голову, иначе всем нам конец". Вот он показатель того времени: истинные патриоты - общественные пугала, те, кем матери пугают своих детей ночами.

"Параноик — это тот, кто немного разбирается в том, что происходит вокруг, а псих — это тот, кто только что окончательно во всем разобрался."



А знаете, как были написаны его произведения? Одна из самых знаменитых работ "Голый завтрак" - буквально сделана из разных текстов. Когда читаешь создается ощущение, что ты под кайфом. Что происходит..?

"Прошлой ночью проснулся от того, что кто-то сжал мою руку. Оказалось это моя другая рука"

Так она и была написана из частей разных мыслей. Берроуз писал абсурдные и одновременно очень точные мысли в стол, а потом вразброс склеил их между собой. То есть какое-то время куски текста из его личного дневника просто валялись на полу, как мозаика, но потом это превратилось в великое произведение.

"У девчонки был крохотный птичий мозг и отличный английский, как в Штатах, точно с учебной пластинки. Глупые люди могут быстро и легко обучиться языку, потому в голове у них не происходит больше ничего, язык нечему выталкивать."

Вот оно волшебство создания творения, целая алхимия - гениальное из хаоса. Но такую книгу не почитаешь в метро или на в кровати перед сном, это целая работа, тяжелая, где надо вчитываться в каждую буковку, скрупулезно осматривать каждое словечко.

"В Боливии есть район, где не бывает психозов. Нормальный здоровый народ в этих горах обитает. Хотел бы я туда попасть, точно тебе говорю, пока его не испохабили грамотностью, рекламой, телевидением и автомобильными кинотеатрами."



"Путь Старца — это секс между мужчинами. Секс создает матрицу дуалистичной, а посему жесткой и ощущаемой, как реальность Вселенной. Преодолеть дуалистический конфликт возможно в половом акте, лишенном дуализма."

А теперь немного о его биографии. На что обращают внимание современники: не на его тексты, а на личную жизнь. В пятидесятые Берроуз путешествует по Марокко, как считают многие, ради молодых марокканских мальчиков, ждущих своего белого господина, и легкой возможности "улететь". Но ведь, это некоего рода путешествие в нирвану. Как поступают монахи? Чтобы добиться просветления отказываются от материального, погружаются на дно, чтобы всплыть без всяких оков. А любовь к мужскому полу лишь помогала ему достичь этой самой нирваны. 

"При однополом сексе ты точно знаешь, что чувствует партнер, потому что можешь полностью себя с ним идентифицировать, в гетеросексуальных же связях ты понятия не имеешь, что испытывает другой человек."



Наждо отметить, что он был женат на женщине, которая из всех единственная была близка ему по духу, также образованна и умна. Но ее кончина открыла ему путь в иной мир. Мир поэзии, истинной любви и нескончаемых круизов в неизведанные человеком дали. Жена не покинула его сама по случаю старости, она решила сыграть с ним в игру.

"Любовь - это навязчивая мелодия, которую я так и не научился напевать, и боюсь, уже не научусь."

Они вместе пристрастились сильно к алкоголю, и 6 сентября 1951 года в разгар одной из многочисленных вечеринок Берроуз вдруг объявил гостям, что будет стрелять из пистолета «в стиле Вильгельма Телля». Джоан поставила себе на голову стакан. А Уильям, пребывая в состоянии сильного алкогольного опьянения, сделал роковой выстрел и убил её, не попав в цель. Данное событие станет центральным, по мнению самого писателя, для всей его жизни.

"Я вынужден с ужасом признать, что если бы не смерть Джоан, я никогда не стал бы писателем, вынужден осознать, до какой степени это событие послужило причиной моего писательства и сформировало его. Я живу с постоянной угрозой одержимости духом, с постоянной необходимостью избежать его, избежать Контроля. Так смерть Джоан связала меня с захватчиком, с Мерзким Духом, и подвела меня к той пожизненной борьбе, из которой у меня нет другого выхода — только писать."



Смерть дала ему жизнь. И долгие года он откупался от нее все новыми произведениями и авантюрами. Самое главное, что он хотел донести до читателей, до всего мира: надо пытаться изменить мир. Вылезти из своей равнодушной чешуи, перестать быть трутнем, всасывающимся в свое полумертвое государство. Чаще устраивать беспорядки, с насилием, жизненным всплеском, бороться с тупостью и невежеством властей, дать своей стране новые шансы, вдохнуть в нее жизнь! Перестать быть безличинными насекомыми и с помощью неугомонной страсти разрушить замкнутый круг равнодушия и грязи.

И для этого необязательно убивать своих жен и заниматься сексом с мальчиками. Одним словом можно уже убить половину безликой массы, как в свое время делал Берроуз. Представьте что можно вытворить руками?

"Вся ненависть весь страх вся боль вся смерть весь секс в слове. Когда-то слово было вирусом-убийцей. Оно может снова стать смертоносным вирусом."



Прониклись ли и вы к этому неоднозначному, писателю? Смогла ли я пробудить интерес к нему? Напомнить некоторым о его существовании и смысле жизни? Не забывайте старого "разбитого" дедушку и его нравоучения, главное не пытайтесь повторить его галлюциногенные путешествия, интерпретировать их в жизнь способен далеко не каждый.

"Молодёжь — это чуждый вид. Они не хотят свергнуть нас революционным путём. Они забудут нас будто нас вовсе не существовало."

Источник: http://foto-history.livejournal.com/6359057.html

.

Loading...
Loading...