Дмитрий Клевцов: "У россиян сейчас нет денег ни на новые, ни на старые автомобили"

Эта программа действовала в рамках более широкого комплекса финансовых мер, направленных на развитие отечественного автомобилестроения, однако показала свою полную несостоятельность.

По мнению экспертов из министерства, данная программа негативно сказывается на развитии отрасли, поскольку создает т.н. «отложенный спрос». Такого рода поддержка автопрома является искусственной и, по сути, ведет только к вымыванию из бюджета. Эффективность данной системы поддержки, отмечают в Минэкономразвития, падает год от года, в результате чего российский автопром стремительно теряет и без того невысокую конкурентоспособность.

Очевидный «промах» программы утилизации – невнятная система распределения квот. Так как размер выдаваемой на покупку авто субсидии напрямую зависит от объема продаж автопроизводителей, некоторые из них, например, Hyundai/Kia, уже на старте получают фору, оставляющую российских производителей позади.

То, что программу необходимо сворачивать, вполне очевидно, уверены в министерстве. Причем сворачивать быстро – нет смысла «отрезать хвост по кусочку», это только продлит агонию. Рынок некоторое время будет находиться в шоковом состоянии – по прогнозам специалистов, его падение в связи с закрытием программы составит примерно 5-10 процентных пунктов – однако это все вполне преодолимо.

На эту тему корреспонденту "Петрогазеты" интервью дал вице-президент "Федерации автовладельцев России" Дмитрий Клевцов.

- Кто больше пострадает от закрытия программы: покупатели или автопром? Какие последствия это решение может иметь для отрасли?

- Конечно, в первую очередь пострадает автопром, для поддержки которого и инициировалась эта программа. За время ее реализации огромное количество автохлама оказалось там, где ему самое место – на свалках. Другое дело – что, в связи со сложной экономической ситуацией в стране, платежеспособность населения стремительно падает, так что, скорее всего, люди будут «донашивать» то, что у них уже есть, вкладывая деньги не в покупку машины, а в ее ремонт, а покупку будут отсрочивать на неопределенное время.

И, конечно, некоторые группы населения пострадают при этом больше других. Следует заметить, что данная программа сулила наибольшую выгоду владельцам уж совсем старых колымаг, причем отечественного же производства. Ведь даже «пожилая» иномарка на рынке стоит все-таки больше, чем новый автомобиль, который можно приобрести в рамках данной программы. Даже если владелец продаст ее на запчасти, он все равно окажется в большем профите, чем воспользовавшись программой утилизации.

По статистике ГИБДД, 60% автомобилей, находящихся в собственности россиян, имеют возраст 10-15 лет. российский автопарк личных автомобилей очень старый, и тенденции к его обновлению в ближайшем будущем не прослеживается. А собственник транспортного средства, доведенного до степени утилизации, отвечает за него, тем не менее, как за полноценное. И, если нет денег на покупку нового авто и утилизацию старого, а также нет денег на содержание старого, то дешевле всего – выкинуть его. Вот и возникает проблема брошенных автомобилей.

Я прекрасно понимаю, почему правительство выступило с данной инициативой именно сейчас. Денег в бюджете катастрофически не хватает, и спонсирование отечественного автопрома, который к тому же из месяца в месяц снижает объем продаж, становится непосильным бременем. Поэтому было решено пустить бизнес «в свободное плавание»: пусть изыскивает ресурсы, оптимизирует внутренние расходы и т.д.

За годы действия программы утилизации государству удалось достичь очень серьезной локализации производства автомобилей на территории РФ. Сейчас все ведущие автозаводы, занимающиеся автосборкой, имеют значительную долю иностранного капитала (к примеру, контрольный пакет АвтоВАЗа принадлежит «Рено-Ниссан»), тогда как государство свое участие в акциях свело к минимуму. По факту получается, что иностранный бизнес поддерживается за счет российского бюджета, что как минимум странно. Если зарубежные компании заинтересованы в россиянах как в потенциальных потребителях своей продукции, то именно они и должны разрабатывать программы поддержки автопрома, чтобы сохранить свое присутствие в России.

При этом не следует забывать, что основное звено маркетинговой цепи – потребитель, от платежеспособности которого зависит и производство, и продажи. Если человеку не на что купить автомобиль, его нет смысла производить. Так что, на мой взгляд, государство должно поддерживать не производителя, а покупателя. Кстати, программа утилизации на начальном этапе реализации была направлена именно на это, однако сегодня практически полностью выбрала свой ресурс, почему, собственно, и встал вопрос о ее отмене.

В любом случае, необходимо найти взвешенное решение, отвечающее интересам и бюджета РФ, и автомобильной отрасли, и все это – на фоне стремительно снижающегося потребительского спроса.

- Когда следует ждать резкого удорожания подержанных автомобилей?

- Мне кажется, что на рынке подержанных автомобилей это никак не скажется – ведь на нем сегодня наблюдается точно такой же застой, как и на рынке новых. Сегодня на рынке действует целый комплекс сборов, которые платит каждый покупатель автомобиля – я имею в виду заградительные пошлины, утилизационный сбор и т.п. Так вот, на мой взгляд, гораздо больший эффект на спрос оказал бы пересмотр системы утилизационного сбора, к примеру, на введение автомобиля в первичный оборот на территории РФ – как нового, так и старого.

Очевидно, что в наибольшей степени на внутреннем спросе на подержанные автомобили сказывается колебания курса валют, что мы уже не раз имели «удовольствие» наблюдать. При девальвации рубля цены на подержанные автомобили «подтягиваются» до цен на новые. Но и на первичном рынке сегодня, повторюсь, застой: производители и дилеры работают с колоссальными скидками, буквально балансируя на грани себестоимости. Так что и на вторичном рынке изменений ждать не приходится. Сегодня у россиян нет денег ни на новые, ни на старые автомобили – в попытках выжить люди экономят на всем, в т.ч. и на приобретении автомашины.

РАНЕЕ В РУБРИКЕ

.

Loading...
Loading...