Подробности нового эпизода в деле о хищении госсредств в Минкультуры

У заместителя министра культуры Григория Пирумова, признавшегося на днях в нескольких эпизодах хищений во время реставрации объектов культуры, появился новый повод для беспокойства. Следствие подозревает его, Бориса Мазо, являющегося директором Департамента управления имуществом Минкультуры, и еще двух руководителей компании "Балтстрой" - Дмитрия Сергеева и Александра Коченова - в новых хищениях. В этом случае имеется ввиду возможное мошенничество на реконструкции тамбовского музея "Усадьба Асеевых". Она стоила государству 401,5 млн. руб. Как сообщил Лайфу директор музея, после ремонта, который делал «Балтстрой», каждой весной на стенах усадьбы появлялись трещины.



Фото: © L!FE 

Вот, новый эпизод

На выделенные из федерального и областного бюджета 400 миллиона, усадьбе возвратили былую роскошь – облагородили фасад и прилегающую территорию. Отдельный пункт - убранство залов и кабинетов, когда-то обставленных в соответствии с модными тенденциями и согласно всем прихотям фабриканта Асеева.

После того, как было проведено первичное изучение документации на реставрацию дома купца, у следователей появилось предположение, что чиновники совместно с подрядчиками могли провернуть ту же самую схему хищения денег, что и, например, в случае с Новодевичьим монастырём. Как считает следствие, часть из выделенных 400 миллионов на реконструкцию объекта могли похитить согласно той же схеме, на которой изначально попались чиновники Минкульта.

— Мы сейчас проверяем Пирумова, Мазо и руководство компании-подрядчика "Балтстрой" на причастность к хищению нескольких миллионов рублей при исполнении госконтрактов на реконструкцию памятника архитектуры "Усадьба Асеевых" на сумму 400 миллионов рублей, — сообщил Лайфу источник в правоохранительных органах. — Схема, по которой они действовали, мало чем отличалась от уже известных. Деньги уводили по схемам "фиктивных работ", когда на бумаге ремонт был проведён, а по факту — нет. А также по схемам, когда деньги выделяли на работы, которые уже были выполнены.

В ближайшее время экспертной группой будет установлено, сколько именно и на какую сумму в документах значилось несуществующих работ.

Оказать помощь следователям во время разработки данного эпизода мог сам Пирумов или ещё кто-то из фигурантов. Дело в том, что в последние месяцы в преддверии суда почти все обвиняемые по делу Минкульта начали активно давать показания. Многие не только признались, но и совершили сделку со следствием – указали подельников, детально рассказали о мошеннических схемах в обмен на уменьшение срока. Заговорил экс-глава Департамента имущества Минкульта Борис Мазо, директор ФГУП "Центр реставрации" Олег Иванов, владелец фирмы "Руслан" Никита Колесников (реставрировал Ивановский монастырь в столице). Самым последним признался Пирумов. Кто-то из них и мог упомянуть в разговоре со следователем о нескольких контрактах, заключённых в 2011—2014 годах на реставрацию и проектные работы в музейном комплексе "Усадьба Асеевых".



Фото: © L!FE 

Трещины за 400 миллионов

Всего "Балтстроем" было заключено с Минкультуры два контракта на ремонтно-реставрационные работы в усадьбе Асеевых. Первый конкурс проводился на 324 миллиона рублей, и контракт по нему был заключен в октябре 2012-го. Второй тендер, на 51 миллион, пытались провести трижды, в июле 2013-го. Каждый раз он был признан несостоявшимся - заявку на него была подана только "Балтстроем". Тем не менее, согласно закону, ведомство-заказчик (в данном случае — Минкультуры) может самостоятельно выбрать подрядчика, если тендер не состоялся трижды. Поэтому работы за 51 миллион были все-таки начаты, вне зависимости от конкурса.  

В октябре 2014-го музей был открыт для посетителей. Но уже весной следующего года обновленной усадьбе снова потребовался ремонт: после холодной зимы со стен осыпалась штукатурка, обнажая кирпичную кладку и низкое качество работ.

— Были определённые технические ошибки, которые каждый год весной приводили к разрушению лепнины, — сообщил Лайфу директор музейного комплекса "Усадьба Асеевых" Дмитрий Самородин. — Там балконы, с них не был сделан правильный водоотвод.

Через год, в марте 2016-го, ситуация повторилась. Барельефы и лепнина отваливались кусками, у оснований колонн появились трещины. Оценить разрушения приезжала целая делегация из Департамента управления имуществом Министерства культуры (которым руководил как раз Борис Мазо), а также представители "Балтстроя". После того, как осмотр был проведен, "Балтстрой" обязался всё переделать за свой счёт и, как говорит Самородин, переделал — правда, через год после появления первых проблем.



Фото: © L!FE 

Директор не рассказал о том, заметил ли какие-то криминальные нарушения при реконструкции: дело в том, что когда реконструкция шла, самого музея как юрлица не существовало. Он подчеркнул, что с представителями "Балтстроя" он общался лишь эпизодически, только когда вопрос касался устранения огрехов.

— Реставрация была закончена в 2013 году, а наша организация была открыта только в 2014 году, поэтому мы никаким образом не пересекаемся с "Балстроем", — заявил Самородин. — Пересекаемся только в рамках выполнения гарантийных обязательств, то есть если произойдут разрушения или были неправильно выполненные работы.

Вместе с тем Самородин, отвечая на вопрос о представителях "Балтстроя", призвал не клеймить людей до суда. От вопросов о том, осматривали ли усадьбу и изучали ли документы следователи в рамках дела Минкульта, Самородин ушёл.   

Как известно, общая сумма, которая была затрачена на реставрацию, составляет 401,5 миллиона. Тем не менее, если сложить стоимость упомянутых двух контрактов эта цифра не получается. Как так? Всё просто — ещё в 2011 году Министерством культуры было заключено несколько тендеров на проектные изыскания и ремонтные работы. Их проводили фирмы, которые не имеют отношения к делу Минкульта. 



Фото: © L!FE 

Многострадальный филиал Петергофа

Тамбовский историко-культурный комплекс "Усадьба Асеевых" считают филиалом музея-заповедника "Петергоф". Построенная в начале XX века усадьба смотрится эклектично: помимо того, что в своё время она возводилась в смешении модерна, барокко и классицизма, так ещё и после реконструкции над крышей стал выситься футуристичный стеклянный купол.

В дореволюционное время участок, на котором находится усадьба, являлась собственностью тамбовского фабриканта и мецената Михаила Васильевича Асеева из купеческого рода. Для того, чтобы построить главное здание усадьбы, им был приглашен в 1905 году из столицы архитектор Лев Кекушева, которого считают первым российским модернистом. Кекушев проектировал дом Миндовского на Поварской улице (Посольство Новой Зеландии), доходный дом Исакова на Пречистенке и многие другие московские здания в стиле модерн.

Но Асееву не повезло — через десять лет грянула революция. Весной 1918 года он был раскулачен большевиками. Он эмигрировал с семьёй за границу, а роскошная усадьба была реквизирована и отдана под летнюю колонию для бедных детей. В 1920-е годы в ней располагался детский дом. В начале 1930-х усадьбу перевели в систему здравоохранения и использовали сначала в качестве туберкулёзного санатория, затем — кардиологического. Директор усадьбы Дмитрий Самородов рассказал, что санаторием усадьба пробыла аж до 2009 года.



Фото: © L!FE 

Некультурный заместитель Мединского

Из-за уголовного дела о мошенничестве Григорий Пирумов, являющийся заместителем министра культуры, стал широко известен в России. Дело было возбуждено в отношении него и его коллеги — главы Департамента имущества Бориса Мазо. Пирумов и Мазо сейчас под арестом в СИЗО; кстати, когда суд решал вопрос о мере пресечения, за Пирумова вступился министр культуры Владимир Мединский.

Чиновники обвиняются в коррупции и хищении денег, которые были выделены из бюджета с целью реставрации объектов культурного наследия. В уголовном деле несколько эпизодов, оно делится по памятникам архитектуры, на которых, по версии следствия, успели похитить деньги Пирумов с подельниками.

В ключевом эпизоде обвинения говорится об ансамбле Новодевичьего монастыря в Москве. Как считает следствие, в конце ноября 2012-го Пирумов и Мазо помогли выиграть конкурс на проект реставрации исторического объекта подконтрольному Минкульту ФГУП "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские" (ЦНПРМ). С предприятием заключили госконтракт на 127,3 миллиона рублей. Следователи узнали, что в проект были внесены работы, стоимость которых можно было завышать или которые вообще не были нужны в монастыре. 

Примерно в марте 2015 года, как считают следователи, высокопоставленные чиновники Минкульта нашли строителей, которые взялись за реставрацию Новодевичьего монастыря. Так в группировке оказались сотрудники "Балтстроя" Дмитрий Сергеев и Александр Коченов. Чиновники пообещали им, что дочка "Балтстроя" ― "Стройфасад" ― выиграет пять конкурсов на реставрацию этого объекта.

Теперь в деле уже пять эпизодов: помимо нового Тамбова, это Новодевичий, хищение средств на ремонтных работах в Музее космонавтики в Калуге, в Иоанно-Предтеченском монастыре в Москве, Изборской крепости в Псковской области и драмтеатре в Пскове. 

Как ранее сообщал Лайф, Колесников поведал спецслужбам, что лично Мазо и Пирумов получали с одной сделки от 5 до 15 процентов. Общая сумма ущерба может составлять до 600 миллионов рублей.


https://life.ru/t/%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0/907710/budni_prachiechnoi_v_dielie_minkulta_poiavilsia_novyi_epizod_na_400_mln

.

Loading...
Loading...