Негосударственные пенсионные фонды выкупили трамвайные облигации

Такое общественное размещение долга в секторе общественного транспорта стало первым в России. Размещение было проведено в рамках концессионного проекта по созданию трамвайной сети в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга. Всего с целью привлечения финансирования для реализации проекта планируют выпуск старших и младшего траншей облигаций на 9,9 млрд руб. и 2,013 млрд руб. соответственно. "По старшему долгу (облигации класса А) намечено четыре транша. Класс Б (младший уровень долга) — это, по сути, акционерный заем. Облигации класса А представляют собой структурированные долговые бумаги высокой степени надежности", —  сообщила Валерия Репкова, являющаяся советником практики проектного финансирования и ГЧП адвокатского бюро "Линия права" (обеспечивает юридическое сопровождение сделки).

Облигации старшего транша обеспечены залогом денежных требований, которые вытекают из концессионного соглашения. Помимо этого, так как проект является транспортным, предусмотрен сбор выручки от перевозок в пользу концессионера — посредством городского учреждения, которое осуществляет с перевозчиками. Залоговым обеспечением также является часть выручки и права требования к расчетному центру. "Кроме того, средства, полученные от размещения облигаций, а также плата концедента и залоговая часть выручки будут направляться на залоговый счет. Таким образом, обеспечивается гарантия, что концессионер направит эти финансовые потоки именно на проект и на выплату своего долга по облигациям", — пояснила госпожа Репкова. Еще одним уровнем защиты инвестора является право облигационеров, владеющих бумагами класса А, на получение денежных средств в приоритетном порядке, в случае дефолта по облигациям класса Б. "В проектном финансировании это распространенная практика: деления долгов на старшие и младшие с приоритетом в сторону облигаций той или иной категории, а также поступление выручки не от концедента, а напрямую",— заявила Светлана Бик, которая является исполнительным директором Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру. Существует вероятность только единственного риска - это расчет минимальной гарантированной доходности. "Она представляет собой компенсацию за недополученное концессионером по сравнению с расчетами, сделанными исходя из того, что каждый пассажир заплатит за проезд. Однако это риск не юридический",— заключает Дмитрий Крупышев, являющийся управляющим партнером юридической компании Lecap.

Сторонами соглашения по проекту являются правительство Санкт-Петербурга и специализированная компания, которая была создана ИК "Лидер" (ей принадлежит 60% доли в ТКК), аффилированными с ней структурами (20%) и группой строительных компаний ЛСР (20%).  Долг выкупили в объеме размещения — на 1,24 млрд руб. облигаций класса А (срок обращения 17 лет) и на 2,01 млрд руб. облигаций класса Б (30 лет). "С высокой вероятностью, это кэптивный выпуск", — подчеркнул Алексей Охлопков, являющийся президентом Ханты-Мансийского НПФ Алексей. Размещение проводилось по открытой подписке, тем не менее, по информации "Ъ", ни один сторонний инвестор не принимал участие в сделке — оба выпуска в полном объеме были выкуплены негосударственными пенсионными фондами, близкими к одному из участников проекта — ИК "Лидер". В компании на запрос "Ъ" не ответили.

Тем не менее, другими крупными инвесторами не был проявлен интерес к размещению. Ставка первого купона по облигациям ТКК класса А составила 12,5% годовых, последующих — инфляция плюс 3%, по облигациям класса Б — 13,5% годовых, последующих — инфляция плюс 3,5%. "Если проект не предполагает госгарантий, премия по нему должна быть существенно выше — премия к риску концессии слишком мала", — сообщил господин Охлопков. Как говорит Ренат Малин, являющийся начальником департамента по управлению активами с фиксированным доходом УК "Капиталъ, за такой долгий период (до 30 лет обращения) бонды могут серьезно отстать от инфляции. "При таких вводных вряд ли найдется много желающих брать бумаги эмитента с неочевидным кредитным качеством. При продаже в рынок таких бумаг справедливым был бы доход по купону на уровне плюс 4-5% к инфляции", — уверен он.




http://kommersant.ru/doc/3100888

.

Loading...
Loading...