Николай Троицкий: "Провокационными высказываниями Райкин пытается выбить побольше денег для Сатирикона"

Ожесточенная дискуссия между худруком и оскорбленным в лучших чувствах зрителем завязалась 24 октября, когда Райкин, выступая на съезде Союза театральных деятелей России, возмутился «безобразными посягательствами на свободу творчества», которую, при попустительстве властей, позволяют себе некоторые «оскорбленные якобы люди». По мнению Райкина, деятели искусства должны дать совместный отпор подобным ревнителям нравственности, а на деле – поборникам цензуры, а власть должна «внятно высказаться» по данному вопросу (надо думать – принять сторону деятелей культуры).

Буквально на следующий день в беседе с РСН Залдастанов назвал свободу творчества «соблазном дьявола» и заявил, что не будет сидеть сложа руки и «сделает все, чтобы защитить нас от американской демократии». А Песков уточнил, что власть не ограничивает свободу творчества, но ожидает от деятелей культуры, получивших на свою деятельность государственные средства, все-таки исполнения госзаказа, что кому-то может показаться и цензурой. Хотя как раз Райкину-то, по мнению Пескова, жаловаться не на что.

На эту тему корреспонденту "Петрогазеты" интервью дал известный журналист и политолог Николай Троицкий.

- Константин Райкин предсказуемо вызвал бурю эмоций в обществе. Но хотелось бы понять причины недовольства Райкина: власти хоть как-то пытаются влиять на репертуар театров? Или, может, урезали финансирование «Сатирикона»?

- Ну, причина недовольства Константина Райкина более чем понятна – он заинтересован в большем финансировании своего театра. К сожалению, многие прогрессивные деятели культуры – а Райкин, несомненно, относится к таковым – в свое время очень радостно встретили приход в страну рыночной экономики, но, столкнувшись с ее неприятной оборотной стороной, вдруг поняли, что в идее государственного финансирования крылось и кроется немало плюсов. Без поддержки государства выжить оказалось невероятно трудно, вот и возникают регулярно к нему претензии – оно-де обязано содержать театры и прочих «страждущих».

Хотя, действительно, именно Константину Райкину жаловаться грех – «Сатирикон» получает от государства немалые деньги. Но только эти деньги Минкульт выделил театру на постановку т.н. «патриотических спектаклей», а потратил их «Сатирикон» на какие-то «50 оттенков голубого», если мне не изменяет память. Вообще-то, при желании, это можно расценить и как нецелевое расходование бюджетных средств, за что, между прочим, предусмотрена уголовная ответственность. Слава Богу, в отношении «Сатирикона» такое желание вряд ли возникнет, но и выделения нового «транша» от Минкульта ждать не приходится, что руководство театра «огорчает до невозможности». Но ведь нельзя же требовать невозможного. У нас в бюджете и без того денег негусто, а на них, между прочим, надо содержать здравоохранение, образование, так что на культуру остается совсем ничего. И культура, в свою очередь, – не только театры и кино, это симфонические оркестры, музеи, памятники архитектуры, историческое наследие и мн.др. И все это тоже требует государственного внимания и поддержки. «Сатирикон», конечно, звезда, но в этой плеяде – отнюдь не единственная и не первой величины.

Заместитель министра культуры Аристархов в дискуссии с Райкиным повел себя, конечно, не очень умно и много наговорил лишнего, однако был при этом в полном своем праве должностного лица, государственного чиновника. А уж вмешательство байкера – вообще конъюнктура чистой воды. Хотя, следует отметить, лично против Райкина он ничего не имел, в отличие других деятелей культуры, позволяющих себе, с его точки зрения, непозволительное. Его пафос относится, скорее, к скандальной выставке работ фотохудожника – любителя слишком юной натуры. Но эта выставка, впрочем, проходила не по линии Министерства культуры, а по линии столичного Департамента культуры, так что, на мой взгляд, тут как-то смешалось «кислое с пресным».

- Значит, у «свободы слова» все-таки должны быть ограничения?

- Требование целевого расходования государственных средств все-таки нельзя назвать цензурой в полном смысле слова. В конце концов, государство вправе спрашивать отчета о том, куда пошли его деньги, а не хочешь отчитываться – будь любезен, ставь что хочешь, но уже за свой счет. Есть институт спонсорства – идите, просите, ищите – и обрящете. Конечно, деятелям культуры хотелось бы впрячь в свою телегу коня государственной поддержки и трепетную лань свободы слова. Но свобода, увы, существует только в теории, а на практике она ограничивается или законами рынка, или контролем государства – в общем, цензурой того или иного рода. И деятелям культуры надо не конфликтовать, а учиться лавировать между этими Сциллой и Харибдой.

Законодательно у нас в стране ограничивается только свобода экстремистского слова, и этого, на мой взгляд, вполне достаточно. А ограничение финансирования ограничением свободы слова все-таки считать нельзя. Просто нужно «по одежке протягивать ножки»: если хочешь говорить что угодно, и при этом во весь голос, – позаботься о том, чтобы раздобыть себе средства «на микрофон». К тому же мы живем в т.н. гражданском обществе, которое имеет и свои издержки, в частности, таких вот «борцов за нравственность», как этот байкер. А никто не обещал, что гражданское общество будет «заточено» исключительно на западные ценности – на мультикультурализм, политкорректность и т.п. Оно, это общество, оказалось разным: позволяющим себе и ксенофобию, и скандальные выходки, и резкие, неприятные высказывания. И если ты готов провоцировать общество своим творчеством, то, пожалуйста, будь готов и к нападкам в свой адрес.

И вообще, надо меньше разбрасываться словами, в т.ч. и словом «цензура». Да разве то, на что жалуется Райкин – цензура? Да деятелям ли культуры не знать, что такое настоящая цензура – должны же они помнить и худсоветы, и парткомиссии по приемке кинокартин и спектаклей. Сегодня ничего подобного нет, но и не сказать, чтобы в свет ежедневно выходили шедевр за шедевром. Наоборот, общий уровень произведений искусства заметно снизился, и виноваты в этом отнюдь не государство и не его Министерство культуры.

РАНЕЕ В РУБРИКЕ

.

Loading...
Loading...