Воздушно-морской бой. Дирижабль VS субмарина

Нетривиальное противостояние

Военная история знает немало случаев вооружённых столкновений между формированиями различных родов войск, которые, согласно классическим правилам военной науки, сталкиваться не должны.

Одним из наиболее оригинальных примеров таких столкновений является произошедший в 1943 году бой между подводной лодкой и дирижаблем.

К началу Второй мировой войны в военном деле подводные лодки и дирижабли двигались в противоположных направлениях. Значимость субмарин стремительно повышалась, а дирижабли, на которые ранее возлагались большие надежды, использовались для выполнения только вспомогательных задач.

Мягкий дирижабль с глубинными бомбами

Именно такую задачу летом 1943 года выполнял у берегов Флориды американский дирижабль К-74.

K-74 — мягкий дирижабль типа «К». Эти воздушные корабли не имели металлического каркаса и состояли из мягкой оболочки длиной 76,5 метра и диаметром 17,6 метра и подвешенной под оболочкой гондолы.

K-74 имел на борту радиостанцию, РЛС, магнитометр и гидроакустические буи, а также 12,7-мм пулемёт M2 Browning и глубинные бомбы двойного назначения Mark 17 (с ударным и глубинным взрывателями).

В задачу экипажа из 10 человек во главе с лейтенантом Нельсоном Гриллсомвходило патрулирование прибрежных маршрутов транспортных судов для предотвращения нападения на них противника.

Мягкий дирижабль типа «К». Источник: Public Domain

Одна из «волчьей стаи»

Прямо противоположные задачи стояли летом 1943 года перед немецкой подводной лодкой U-134.

Построенная на заводах Bremer Vulkan AG средняя подводная лодка типа VII-C была вооружена пятью 533-мм торпедными аппаратами, одной палубной 88-мм пушкой C35/L45 и одним 20-мм зенитным орудием FlaK 30.

Лодка действовала как автономно, так и в составе так называемых «волчьих стай» — подводных соединений, охотившихся на транспорты союзников.

К лету 1943 года U-134 совершила 8 боевых походов, уничтожив три транспорта, один из которых входил в состав конвоя, перевозившего помощь для Советского Союза. Был на счету U-134 и ужасный промах: в одной из атак германские подводники по ошибке потопили немецкий транспорт.

Гриллс атакует

Вечером 18 июля 1943 года дирижабль К-74 вместе со своим «собратом» К-32 проверял маршрут, по которому в ближайшее время ожидалось прохождение танкера и сухогруза.

В 23:30 экипаж дирижабля K-74 обнаружил на экранах радаров неизвестную цель. Когда дирижабль вышел из облаков, стало ясно — это немецкая подлодка, находящаяся в надводном положении. Экипаж U-134 в этот момент занимался вентиляцией отсеков.

У командира К-74 была чёткая инструкция по действиям в такой ситуации. Необходимо было, не допуская снижения и не приближаясь к противнику, вызвать помощь по радио. Но лейтенант Гриллс решил действовать на свой страх и риск. Полагая, что к тому времени, как подоспеет помощь, танкер и сухогруз могут быть уничтожены, командир дирижабля отдал приказ: атаковать немецкую подлодку.

Около 23:50 дирижабль с высоты 150 м пошёл на U-134, ведя по ней огонь из пулемёта.

Немецкая подводная лодка U-134 под огнём противника. 1943 год. Источник: Public Domain

Спасите наши души

Германские моряки вряд ли ожидали подобной дерзости, но ответили мгновенно. Подлодка изменила курс и открыла огонь из зенитного орудия.

Лейтенант Гриллс, несмотря на стрельбу, открытую немцами, сумел провести дирижабль прямо над U-134. Но в тот момент, когда на подлодку должны были посыпаться бомбы, выяснилось, что механизм сброса заклинило.

Ситуация резко изменилась не в пользу К-74. Огнём из зенитного орудия немцы сумели повредить двигатели и пробить оболочку дирижабля.

Спустя считанные минуты К-74 оказался в воде, успев подать сигнал «SOS», который был получен дирижаблем К-32 и передан на базу.

Надев спасательные жилеты, экипаж покинул гондолу.

Жертва акулы

Десять человек с дирижабля, избежав гибели во время боя и попадания в немецкий плен, провели ночь в океане в ожидании спасения. Девятерым удалось удержаться вместе у остающегося на плаву дирижабля, и только командира, лейтенанта Гриллса, унесло течением.

Утром 19 июля спасательный самолёт обнаружил экипаж сбитого дирижабля и направил к ним эсминец «Далгрен».

На палубу «Далгрена» поднялись восемь человек. Всего за несколько минут до прихода помощи погиб механик-бомбардир Исидор Стрессель, на которого напала акула. Он и стал единственной жертвой боя дирижабля и подводной лодки.

К-74 затонул спустя несколько минут после того, как его экипаж подняли на борт эсминца.

Лейтенант Гриллс провёл в одиночестве в открытом море 19 часов, но всё же был обнаружен и спасён.

Что касается U-134, то и для неё бой не прошёл даром — повреждения, нанесённые пулемётным огнём, заставили её вернуться на базу для прохождения ремонта.

Награда через двадцать лет

История подлодки U-134 завершилась спустя месяц и шесть дней после боя с дирижаблем. 24 августа 1943 года в Северной Атлантике близ испанского Виго она была атакована самолётом ВВС Великобритании. Шесть глубинных бомб отправили U-134 на дно вместе со всеми 48 членами её экипажа.

После того как лейтенант Гриллс со своими подчинёнными был доставлен на базу, ему пришлось отвечать на нелицеприятные вопросы командования. Его обвиняли в том, что он грубо нарушил инструкцию, что и стало причиной гибели К-74. Лейтенант возражал, что он всего лишь на полчаса опередил прохождение в данном квадрате торгового судна, которое, весьма вероятно, стало бы лёгкой добычей немецких подводников.

Окончательная оценка действиям командира дирижабля была дана только в 1961 году, когда после изучения немецких военно-морских архивов было установлено, что из-за атаки дирижабля U-134 действительно не удалось продолжить выполнение боевой задачи.

Спустя два десятка лет после боя Нельсон Гриллс был удостоен «Креста за лётные заслуги».

Источник: http://www.aif.ru/society/history/vozdushno-morskoy_boy_kak_dirizhabl_vyzval_na_poedinok_submarinu?utm_source=aif&utm_medium=free&utm_campaign=main

Loading...