«Свидетели Югровы». Петербуржцы оплакивают банк Хотиных

Как полагают многие петербуржцы, перед ЦБ РФ стояла задача разорить «Югру», и они готовы в суде защищать свой банк. Между тем эксперты говорят, что в последние годы кредитная организация «пылесосом» собирала деньги жителей Северозападного региона.

***

Филиал в Санкт-Петербурге представлял собой целую сеть отделений и офисов по всему Северо-Западу с армией клиентов в 50 тысяч человек, пишет интернет-газета «Фонтанка». Каждый четвертый вкладчик пришел в филиал «Югры» в прошлом году.

Офис банка «Югра» появился в Санкт-Петербурге еще 22 февраля 1996 года. За 21 год он прирос в Северной столице семью дополнительными отделениями, включая офис в квартале «Невская ратуша», недалеко от Смольного. Кроме того, в его структуру входили операционные офисы в крупнейших городах Северо-Запада: Калининграде, Пскове, Петрозаводске, Архангельске, Мурманске, Усинске, Сыктывкаре и Череповце.

Как ранее отчитывался банк, за 2016 год его клиентская база в Северо-Западном федеральном округе увеличилась на 20% и достигла 50 тысяч человек. Ежедневно в офисах банка обслуживалась тысяча клиентов.

«Хоть в «Югре» и говорили, что основной их вектор – «поддержка малого и среднего бизнеса», на самом деле они, как пылесос, собирали деньги с вкладчиков Северо-Запада», – рассказал один из опрошенных «Фонтанкой» петербургских банкиров.

По итогам прошлого года доля привлеченных средств юридических лиц в банке составляла всего 6,8%. Остальное приходилось на частных клиентов, которых банк заманивал невероятно высокими процентами по вкладам. Особенно игрокам рынка запомнился вклад «Управляемый процент ВИП». Трехгодичный срок вклада был разделен на три 12-месячных периода с начислениями в 11%, 4% и 1% годовых. Причем, по условиям вклада, уже через 30 дней вкладчик мог полностью забрать деньги и зафиксировать прибыль.

Благодаря такой политике «Югра» по итогам 2015 года нарастила общий объем вкладов на 137%, при среднем росте по рынку в 25%. В апреле 2016 года насторожившийся такой политикой Центральный банк запретил «Югре» принимать средства у населения. Но запрет не касался приема средств акционеров, поэтому в банке быстро нашли решение и в подарок всем открывающим депозит стали преподносить одну акцию.

В апреле 2017-го в банке заявили, что намерены в течение трех лет повысить долю средств юридических лиц в общем объёме привлечённых средств до 23,8%. По словам президента «Югры» Алексея Нефедова, петербургский филиал должен был в этом году увеличить число офисов в Северо-Западном регионе и интенсивнее начать работать с малым и средним бизнесом.

«Потенциал региона на сегодняшний день очень высокий – экономика СЗФО имеет большую сырьевую направленность, а сам округ является выгодной производственной и торговой площадкой», – отмечал Нефедов.

В 2017 году «Югра» планировала открыть в Санкт-Петербурге многофункциональный центр (МФЦ) для владельцев малых и средних частных предприятий. В нем должны были разместиться нотариусы, финансовые и юридические консультанты, кредитные специалисты, которые бы принимали бизнесменов по принципу «одного окна». Также в этом году «Югра» профинансировала проведение спортивной секции Петербургского международного экономического форума, в которой активно участвовали бизнесмены.

***

Вклады частных лиц в «Югре» на сумму до 1,4 млн рублей были застрахованы по закону. Как в пятницу сообщало АСВ, компенсацию получили уже 136,5 тыс. вкладчиков банка. Её общая сумма составила около 110 млрд рублей. Это 63,5 % всей страховой ответственности АСВ перед клиентами «Югры». Выплаты ведут ВТБ 24, Сбербанк, Россельхозбанк, банки «Открытие» и «Уралсиб».

Однако самые выгодные предложения по депозитам начинались у «Югры» от суммы в 1,4 млн рублей, и люди, которые в погоне за быстрой выгодой внесли больше средств, чем покрывает страховка, их, по сути, потеряли. «Превышенцы», как они сами себя называют, активно сейчас создают петиции с требованием вернуть банку лицензию, наказать ЦБ и даже собираются выходить на митинги. Свою деятельность они координируют в десятках групп в соцсетях и на профильных форумах.

В одной из групп даже провели голосование, в каком городе больше всего пострадавших вкладчиков. С небольшим перевесом выиграл Санкт-Петербург, на втором месте была Москва, на третьем – Мурманск и Тюмень, а дальше уже все остальные города России.

«Мы хотели разъехаться с дочкой. Год назад продали с мужем трехкомнатную квартиру за 7 млн рублей, чтобы купить две квартиры. И для того, чтобы немного подкопить, вложили деньги в депозит на три года в «Югру». У них было 10% годовых. Мы думали, что банк крупный, всероссийский, что все надежно. О том, что они вклады не принимали с апреля прошлого года, мы только 10 июля узнали, когда в новостях прочитали, что там временная администрация введена. В Сбербанке нам заплатили 1,4 млн, а остальное, сказали, получим через суд, но особо порекомендовали не надеяться…» – рассказала «Фонтанке» свою историю одна из вкладчиц банка.

Таких историй десятки, и люди, как они пишут, готовы на все, чтобы вернуть свои деньги.

«У ЦБ была только одна задача – разорить и грохнуть банк «Югра», и это настолько ясно, что даже не надо быть для этого капитаном очевидностью. Объяснения ЦБ о причинах отзыва лицензии не выдерживают никакой критики, одни только доводы и домыслы, которые не доказаны. Только слова. Ну а факты занижения стоимости активов налицо, причем в разы», – возмущается вкладчик Павел.

Его позицию поддерживают сотни других клиентов «Югры», которые потеряли свои накопления. 15 августа, когда в московском арбитраже назначено рассмотрение иска «Югры» к ЦБ о незаконном отзыве лицензии, клиенты собираются лично прийти на заседание и поддержать свой банк. Многие готовы приехать в столицу даже из других городов. А на случай, если суд будет проигран, вкладчики хотят создать комитет кредиторов, который бы координировал распродажу имущества банка.

***

Как признались опрошенные «Фонтанкой» банкиры, никто до конца не верил, что ЦБ решится создать крупнейший страховой случай за всю историю российского агентства страхования вкладов — ущерб составил 170 млрд рублей.

«Проблемы в банке были серьезные и длились не первый год, не замечать их мог только слепоглухонемой. Но ожидалось, что банк из ТОП-30 топить не будут, будет санация, финансовое оздоровление. А после такого резкого решения регулятора возникают только мысли о зачистке рынка. Над всеми теперь завис этот дамоклов меч», – отметил один из петербургских банкиров.

«Я не сторонник радикальных решений, и что качнуло банк, который, по нашей информации, обладал достаточной ликвидностью, в сторону отзыва лицензии, я не понимаю. Это создает тревогу на рынке», – добавил еще один руководитель крупного кредитного учреждения из Петербурга.

По их мнению, ЦБ, который несколько лет наблюдал за политикой менеджмента «Югры» и выписал с десяток предупреждений, мог бы среагировать раньше и не доводить банк до ручки. Кроме того, оставался сценарий санации, который и предлагал 27 июля ЦБ мажоритарный акционер «Югры» миллиардер Алексей Хотин и который ЦБ оставил без подробного рассмотрения.

Возвращаясь к теме зачистки, банкиры напомнили, что она началась в 2013 году, когда председателем ЦБ стала Эльвира Набиуллина. С тех пор количество банков сократилось на треть. Только за 2016 год в России ушли с рынка 97 учреждений — 13,2% от общего количества. А «реформа», как в феврале признавалась глава ЦБ, возможно, потребует еще несколько лет.

– Сейчас идет нескончаемый процесс по зачистке рынка, и мы видим перекос, который происходит. Мы уходим от нормальной конкуренции, – отметил один из игроков рынка. – Вкладчики, видя все эти внезапные лишения лицензий, забирают накопления и несут их в государственные банки. И сейчас очевидно, что выбирать через несколько лет российский вкладчик будет между Сбербанком, ВТБ 24 и Россельхозбанком, его к этому старательно приучают получением компенсаций от АСВ в этих учреждениях.

Источник: http://www.fontanka.ru/2017/07/30/087/

Источник: http://www.fontanka.ru/2017/07/30/087/