Инфляция низкая. Мы держимся, но кризис нарастает

В последнее время из российских финансовых институтов и министерств идут бравурные отчеты о рекордно низкой инфляции. Недавно было с пафосом заявлено о годовой инфляции в размере 3%. Ну, во-первых, реальная цифра существенно выше, и об этом самым нелицемерным образом свидетельствуют ценники в магазинах.

Но допустим. И даже в таком случае, этот кратковременный фактор не дает никакого эффекта для экономики. По статистике видно: капиталы бегут из России, а предприятия закрываются.

С 1992 года население кормят сказками о низкой инфляции как залоге высоких инвестиций и производственного бума. В 2012 году также заявляли о низкой инфляции в 5% как предпосылке к хорошим перспективам — экономической динамике, обилию инвестиционных проектов. Однако реальность совсем иная – промпроизводство и уровень жизни населения упали в ряде случаев в 2-3 раза. К концу 2017 года инфляция, примем на веру — снизилась до 3%, но какой ценой? Ценой беспрецедентного падения благосостояния людей, денежного “голода”, высоких процентных ставок по кредитам, урезанию социального бюджета.

Низкая инфляция, на самом деле, скорее зло. Она вызвана сокращением денежной массы в сфере бизнеса и у населения. Она сопровождается зависимостью от импорта, технологической деградацией, моральным и физическим износом оборудования, падением производства, утечкой умов и капиталов. Вся политика на “низкой инфляции” построена так, что честному производителю практически невозможно взять кредит, переобучить персонал, закупить оборудование.

Кроме того, объявленная низкая инфляция позволяет правительству не индексировать пенсии, материнский капитал, зарплаты, стипендии… Ведь цены якобы почти не растут, а раз так, то и нет резона проводить индексацию.

Наоборот, с учетом запланированного в бюджете 2018 года получения дополнительных доходов в 900 млрд рублей (а их надо где-то взять) неизбежно повышение всех возможных налогов и поборов: земельного налога, кадастровой оценки недвижимости, повышение тарифа «Платон» на грузоперевозки, на капремонт домов, акцизов на топливо, на алкоголь и табак. По сути, предположительно, нас ждет налоговое безумие.

Но уже сегодня можно точно назвать ряд тенденций системного кризиса. За 9 месяцев в РФ было создано 280 тысяч малых и средних предприятий, а ликвидировано и разорено 390 тысяч. Отрицательный баланс в 110 тысяч предприятий: это снижение деловой активности, угасание производства, торговли и сферы услуг, новый виток безработицы. В России по-прежнему сокращается собственное товарное предложение, а зависимость от импорта (импортозамещение почти забыто) серьезно нарастает. По ряду групп продовольствия и промышленных изделий, вообще идет колоссальный приток зарубежных товаров.

Наконец, по данным Росстата, почти вся заработанная на экспорте валюта снова утекает за рубеж. С одной стороны, с января по октябрь профицит выручки от внешнеэкономической деятельности российских компаний составил 28 млрд долларов. Однако чистый отток капитала за этот же период вырос в три раза – до 24 млрд долларов. Получается, что почти все заработанные деньги были снова выведены из экономики и спрятаны в оффшорах. На практике — это все, что нужно знать о российской экономике. Делайте выводы.