Какая гадость... эта ваша заливная рыба: история создания «Иронии судьбы, или С легким паром!»

Сейчас популярно писать в Рунете, что главные герои «Иронии судьбы» – жалкие, ничтожные личности, что любая русско-польская Надя, придя домой, первым делом сдала бы алика Женю в милицию, после чего долго и счастливо жила бы в законнном браке с успешным Ипполитом, и, вообще, фильм – ни-о-чем. Тем не менее эта рязановская комедия была, есть (и, наверное, еще долго будет) одним из главных атрибутов Нового года.

31 декабря и 1 января, то есть два раза, «Иронию судьбы, или С легким паром!» покажет телеканал «Россия 1», а не «Первый», как мы уже привыкли. Не принципиально, согласитесь. 

Мы со своей стороны предлагаем взглянуть на самую главную в России новогоднюю кинокомедию немного другими глазами. 


001
Этот фильм является авторской экранизацией пьесы Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «С лёгким паром! или Однажды в новогоднюю ночь…». Спектакль по пьесе успешно шел в нескольких театрах до выхода кинокартины.


002
На фото Ирина Терешенкова в роли Нади Шевелевой ("Однажды в новогоднюю ночь" или "С лёгким паром!")

История имела реальную основу. В начале 1960-х композитор и известный шутник Никита Богословский в канун Нового года надумал отвезти своего пьяного товарища на вокзал. Заплатив пятерку проводнице, его с пятнадцатью копейками в кармане посадил в вагон и отправил в Киев. Веник в портфеле бедолаги тоже имелся. Разница между героем фильма и его прототипом заключалась в том, что последний своего счастья в Киеве не нашел.



Услышав эту историю, Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов написали пьесу, которая с успехом шла в театрах страны, а потом перекочевала на телеэкран.

003
На роль Нади Шевелевой пробовались: Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, Антонина Шуранова, актриса Кировского драмтеатра Марина Меримсон, Валентина Талызина, голосом которой впоследствии говорила главная героиня и другие.

Также режиссёра долго и упорно уговаривали пригласить Алису Фрейндлих.

004
Но Рязанов вспомнил польскую мелодраму «Анатомия любви», где главную женскую роль играла Барбара Брыльска.

Он раздобыл ее телефон и позвонил ей в Варшаву. Прочитав сценарий, Барбара вылетела на кинопробы в Москву. Её версия роли оказалась самой убедительной. Единственным, но серьезным препятствием для актрисы оказался ее хриплый, прокуренный голос и неискоренимый акцент. А ведь ее героиня — учительница русского языка, да еще и поющая!

Менять национальность и профессию Нади Шевелевой Рязанову не хотелось, он решил совместить внешность Барбары с голосами Аллы Пугачевой и Валентины Талызиной. Правда, забыл упомянуть их в титрах, что породило немало обид.

Талызина никогда не скрывала своей нелюбви к "этой польке", а на одной из актерских тусовок открыто заявила о своих правах: "Я за Брыльскую говорила, Пугачева — пела. А она получила государственную премию. За что?". 

Барбара спорить не стала: "Ты права, но я себе этой премии не давала". Однако так и не переубедила актрису.


005
На фото Барбара Брыльска с Эльдаром Рязановым и Андреем Мягковым во время съемок «Иронии судьбы», 1974 год

Рязанов очень тщательно подыскивал исполнителей главных ролей.


006
Женю Лукашина очень хотел сыграть Андрей Миронов, но Рязанов видел его лишь в образе Ипполита. Кроме того, говорить о том, что персонаж Миронова не пользовался бы успехом у женщин по сюжету было не возможно — никто бы не поверил, поэтому его кандидатура не рассматривалась.

Пробовались Пётр Вельяминов, Станислав Любшин.

007
А Мягкова взяли практически случайно — в работе возник простой, а киношное начальство требовало от режиссера список актеров для утверждения, и тогда ассистент Эльдара Рязанова предложила своего приятеля, малоизвестного на тот момент Андрея Мягкова, чтобы временно заполнить паузу.

На пробах случилось чудо: после первой же сцены в исполнении Мягкова, Рязанов понял, что нашел главного героя.

008
Еще интересная подробность: почти сразу же после ухода Жени Ипполит включает телевизор, по которому идет фильм «Соломенная шляпка» (1974), впервые показанный 31 декабря 1974 года на первой программе ЦТ СССР, что определяет время действия «Иронии судьбы»: герои встречают новый 1975 год.

В частности, на экране виден Андрей Миронов, вместе с Людмилой Гурченко они сыграли главные роли в «Соломенной шляпке» и оба пробовались на главные роли в «Иронии судьбы».

Первоначально роль Ипполита должен был играть Олег Басилашвили.


009
Более того, Женя выбрасывает в окно фотографию Ипполита, а позднее Надя поднимает из снега уже фотографию не Юрия Яковлева, а Олега Басилашвили, который ранее снялся в нескольких эпизодах, но вынужден был отказаться из-за смерти отца. Этот кадр переснять уже не успели из-за того, что наступила весна, и снег растаял.

Рязанову для замены нужен был исполнитель не только равного таланта, но и похожей фактуры. И тогда он обратился к Юрию Яковлеву.


010
К чести Яковлева, он не обиделся на то, что его пригласили в качестве замены, и сразу дал свое согласие.

011
С Галей, несостоявшейся невестой главного героя, тоже было непросто. На ее роль пробовалось несколько актрис, в частности, Наталья Гвоздикова.

Но в итоге Рязанов остановил свой выбор на Ольге Науменко.


012
Роль Гали стала звездной для молодой актрисы.

013
«Какая гадость... ваша заливная рыба» и «О, тепленькая пошла» — фразы, которых не было в сценарии фильма. Это была импровизация Юрия Яковлева.

Рыба была действительно дрянная, а теплая вода в павильоне «Мосфильма» — явление довольно редкое.

Эльдар Рязанов сыграл в картине одну из характерных для него эпизодических режиссёрских ролей — пассажира в самолёте, на которого постоянно сваливается спящий Лукашин.


014
По рассказам самого Рязанова, он был очень расстроен, когда при просмотре снятого эпизода обнаружил, что в кадрах видно, как сквозь его не редкую еще шевелюру проглядывает лысина.

Знаменитую сцену в бане, где перед Новым годом собираются друзья, снимали после первомайских праздников.


015
Под лестницей в одном из коридоров «Мосфильма» установили банные скамейки и весы...

016
Эта история уже стала хрестоматийной, – рассказывает Ширвиндт. – «Банные» сцены мы снимали поздней ночью в холодном павильоне «Мосфильма», а вовсе не в Сандунах, как многие думают. Из настоящей бани нам привезли лишь две бочки настоящего пива и пальмы в кадках. А поскольку было холодно, и был день рождения у Саши Белявского, каждый для нас принес с собой по бутылке сорокаградусной. Этими бутылками мы заменили бутафорские и сложили их к Жоре Буркову в портфель. Так что в кадре мы пили по-настоящему. Конечно, после очередного дубля мы здорово захмелели, и Рязанов, заметив это, съемку прекратил. На следующий день мы сыграли несколько дублей трезвыми. Однако в фильм попал тот, который отсняли именно в первую ночь!

017
Как мы помним, фильм начинается с сатирической мультипликационной заставки про создание типовых архитектурных проектов и повсеместное распространение совершенно одинаковых домов, формирующих совершенно одинаковые микрорайоны в различных городах страны (автор и художник мультипликации — Виталий Песков).

018
В действительности, съемки картины проходили в квартире панельного дома, расположенного в Москве по адресу: проспект Вернадского, 125.

В 2003 г. на стене дома 125 по проспекту Вернадского была открыта памятная табличка и цены на квартиры в нем тут же подскочили.



Однако эту табличку часто воруют, и ее приходится восстанавливать. На церемонии открытия довольные старожилы охотно вспоминали, как поили чаем продрогшую Барбару Брыльску и как страдали от ветродуя, который гнал в форточки измельченную бумагу и пенопласт.

"Снега в том году было мало, — объясняет Александр Борисов. — Поэтому в ход шли вата, которую мы раскрадывали на крышах, и пенопласт с бумагой, изображавшие вьюгу".

019
Полностью фильм мы закончили летом, в июне, – рассказывал Эльдар Рязанов, – и шесть месяцев картина ждала нового, 1976 года, а в месте с ним и телевизионной премьеры. Все это время до меня регулярно доходили разные слухи: говорили, например, что картину не выпустят из-за пропаганды пьянства. На наше счастье, раньше всех в СССР фильм посмотрел Брежнев, и ему картина очень понравилась». 

Так 1 января 1976 года «Иронию судьбы… впервые показали по телевидению.

020
В 1977 году «Ирония судьбы…» получила Государственную Премию СССР. По опросу журнала «Советский экран», «Ирония судьбы…» признана лучшим фильмом 1976 года, а Андрей Мягков – лучшим актером.

Источник: https://dubikvit.livejournal.com/9754.html

Loading...