Чемезов спешит на помощь: «Ростех» подминает под себя санавиацию

Владимир Путин дал добро «Ростеху» на создание единого оператора службы санитарной авиации, сообщает деловой журнал об индустрии здравоохранения Vademecum. Стоимость этого проекта оценивается в кругленькую сумму – до 35,5 млрд. руб. Ранее «Петербургская газета» писала, что возглавляемый Сергеем Чемезовым «Ростех» пытается подмять под себя Объединенную авиастроительную корпорацию.

ПОДРОБНЕЙ: ОТ ТАБЛЕТОК ДО БОМБАРДИРОВЩИКОВ

О том, что предложение сделать АО «Национальная служба санитарной авиации» (НССА) единственным поставщиком услуг санавиации, рассказали «источники в отрасли». Письмо главы «Ростеха» Сергея Чемезова получило «соответствующую резолюцию», уточняет “Ъ”.

НССА, по данным СПАРК‑Интерфакс, принадлежит АО «Рычаг», входящему в структуры «Ростеха», (25%) и Фонду развития санитарной авиации Сергея Кастюка (75%).

О планах «Ростеха» стало известно еще в ноябре 2017 года. Тогда проект централизации службы оценивался в 35,5 млрд. руб. С 2018 по 2021 год на эти деньги НССА должна обеспечить авиационной инфраструктурой 1 785 медучреждений, создать центр управления полетами и IT‑систему.

Работать НССА планирует по следующей схеме: с федеральным оператором будет заключено концессионное соглашение, воздушные суда, оснащенные медицинскими модулями, будут поставляться в регионы в «инфраструктурную ипотеку», а вложенные инвесторами средства – компенсироваться в течение десяти лет за счет бюджетов фондов ОМС.

В настоящее время ежегодный госзаказ на санавиацию составляет около 3 млрд. руб. По данным Аналитического центра Vademecum, проанализировавшего данные государственных закупок авиауслуг для нужд санитарной авиации, с начала 2015‑го по ноябрь 2017 года общая стоимость таких контрактов составила 10,51 млрд. руб. 

Лидерами санавиационного госзаказа стали регионы, обладающие большой площадью труднодоступных территорий, – Ямало‑Ненецкий и Ханты‑Мансийский автономные округа (по 1,38 млрд. руб. каждый), Красноярский край (919 млн. руб.) и Якутия (740 млн. руб.). В пятерку лидеров вошел и Краснодарский край (601 млн. руб.). Замкнула рейтинг Новгородская область, потратившая в анализируемом периоде на санитарную авиацию всего 1 млн. руб.

Несмотря на то что большей части регионов авиауслуги предоставляют государственные  авиакомпании, аэропорты или даже МЧС, вершину рейтинга по объему оказанных услуг заняли частные перевозчики. Лидером стала авиакомпания «Ямал» (1,38 млрд. руб.), второе, третье и четвертое места рейтинга заняли «ЮТэйр – Вертолетные услуги» (921 млн. руб.), «Аэрогео» (734 млн. руб.) и «Авиакомпания «СКОЛ» (715 млн. руб.).

“Ъ” пишет, что у проекта «Ростеха» есть противники. По данным издания, при обсуждении идеи ФАС предлагала отбирать оператора на конкурсной основе. 

Неназванные участники рынка санитарной авиации также считают назначение единственного исполнителя проекта без конкурса «нарушением принципа открытого конкурентного рынка». «Наличие одного игрока в этой сфере, скорее, уменьшит объемы предоставляемых услуг»,— уверен один из собеседников “Ъ”.

Еще один — подчеркивает, что создание координатора, который будет только распределять ресурсы и технику между исполнителями-подрядчиками, приведет только к трате ресурсов на оплату его работы. В результате сократится количество летных часов и дежурство непосредственно в регионах, считают источники издания.

Директор экспертной группы VETA Дмитрий Жарский говорит, что в Евросоюзе есть как частные, так и государственные операторы санитарной авиации, работающие за счет смешанного финансирования. В Швейцарии, например, действует один крупный частный оператор, перевозящий всех пациентов: 60% затрат компенсирует государство, а 40% — страховая компания пациента.

Господин Жарский считает, что власти РФ могли бы взять за основу опыт США, где наиболее развита система частных санитарных авиапарков, которые существуют в каждом штате.

Источники: https://vademec.ru/news/2018/01/29/putin-odobril-tsentralizatsiyu-sanaviatsii/, https://www.kommersant.ru/doc/3533442

Loading...