Кто продал «Магнит»?

Основатель сети розничных магазинов «Магнит» Сергей Галицкий продал 29,1% акций компании своему давнему партнеру — банку ВТБ — за 138 млрд рублей. Предприниматель покинет должность гендиректора компании, сохранив в качестве миноритария 3% акций «Магнита».

Знаковость события состоит не только в масштабе сделки, но и в том, что теперь крупнейшим акционером «Магнита» станет госбанк ВТБ, который получит право принимать ключевые стратегические решения.

Итак, под крыло государства переходит одна из крупнейших в России предприятий, работающих в сфере розничной торговли, — рынка, на котором доля госкомпаний до последнего времени стремилась к нулю.

Галицкий, бессменный глава «Магнита» с момента открытия первого магазина в Краснодаре 20 лет назад, тяжело переживал расставание со своим детищем. Во время объявления о сделке на инвестиционном форуме в Сочи бизнесмен не мог сдержать эмоции и прерывал свое выступление, чтобы выпить воды.

«Время идет, и ничего не вечно. Я не должен стоять поперек этого процесса», — заявил предприниматель, объяснив необходимость ухода запросом на перемены со стороны инвесторов.

Объяснение выглядит вполне правдоподобно: сейчас «Магнит» переживает не лучшие времена, а сам предприниматель еще несколько лет назад намекал на желание отойти от дел.

Сдавать позиции компания Галицкого начала в 2016 году, пропустив на первое место по объему выручки розничную группу Retail X5, владеющую «Перекрестком» и «Пятерочкой».

Финансовые показатели «Магнита» испортились под влиянием инвестиций в обновление магазинов и запуск собственных производств, которые осуществлялись на фоне падения покупательной способности населения. К тому же модель невзрачного дискаунтера, «по-спартански» продающего чистые калории и ориентированного на сельскую местность, перестала удовлетворять требованиям современного ритейла.

С тех пор отрыв только возрастал, и по итогам недавних торгов на Лондонской бирже X5 обогнал «Магнит» и по капитализации ($10,05 млрд против $9,91 млрд). С сентября акции компании подешевели более чем вдвое, а в этом году «Магнит» впервые за 7 лет собирался отказаться от выплаты дивидендов.

Существует несколько интерпретаций мотивов приобретения ВТБ непрофильного актива за 140 млрд рублей, пишет «Новая газета». Во-первых, это может быть портфельной инвестицией: госбанк покупает «Магнит» в ситуации перепроданности акций компании, да и еще с дисконтом к рыночной цене, чтобы при первой возможности выгодно продать актив (похожим образом ВТБ ранее входил в капитал другого ритейлера — «Ленты»).

Второе объяснение, пока что не самое вероятное, приписывает руководству ВТБ политические цели. «Магнит» якобы достался госбанку в качестве груза социальной ответственности — две трети точек сети находятся в малых российских городах и селах, поэтому финансовые трудности ритейлера нужно преодолеть любой ценой. Отсюда также вытекает возможность политического манипулирования ценами на продукты и остальные прелести модели советского универсама.

Третий вариант предполагает, что инвестиции ВТБ носят стратегический характер и направлены на развитие бизнеса. Накануне анонса сделки госбанк объявил о планах использовать логистическую инфраструктуру «Почты России» в рамках коммерческого партнерства с «Магнитом». Курьеры «Почты» будут доставлять на дом продукты из «Магнита», а почтовые посылки можно будет забрать в розничных магазинах.

Другие сервисы и бизнес-процессы госбанка, почты и ритейлера тоже будут интегрированы в единую платформу. Помимо прочего этот сценарий означает, что ВТБ сможет применить свой богатый опыт в сфере слияний и поглощений, переведя «Магнит» на более агрессивную бизнес-модель для того, чтобы потеснить конкурентов из группы X5.

И все же новость о смене владельцев «Магнита» не обрадовала рынок: по итогам торгов в пятницу котировки акций компании на Московской бирже подешевели на 8%. С одной стороны, такая реакция понятна.

Рыночная репутация «Магнита» держалась на личности Галицкого, а ВТБ, к сожалению, далек от образца эффективного бизнеса, отмечает «НГ».

За последние 10 лет, пока ритейлер стремительно рос в цене, капитализация госбанка сократилась в 2,5 раза. Кроме того, инвесторы недовольны параметрами сделки, которые специально рассчитаны таким образом, чтобы госбанку не пришлось предлагать миноритариям выкуп их долей.

С другой стороны, ВТБ как минимум решит текущие финансовые проблемы «Магнита» и, если судить по стандартной практике госбанков, сделает это независимо от реальной рентабельности бизнеса. По словам Костина, реализовать пакет «Магнита» на рынке планируется через 5—6 лет, но к этому времени огосударствление экономики может преодолеть множество новых рубежей, включая создание федеральной сети государственных супермаркетов.

Источник: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/02/17/75538-gosbank-prevratilsya-v-prodmag

В Рунете давно ходят разговоры, что своими головокружительными успехами «Магнит» во многом обязан покровительству Александра Ткачева. Но это, конечно, только слухи…

«Меня потрясла эта новость. Как гром среди ясного неба. Больше вопросов, чем ответов. Я всегда восхищался Сергеем. Галицкий создал первую российскую федеральную торговую сеть. На моих глазах компания по сути с нуля, из десятка киосков, выросла в масштабную сеть магазинов шаговой доступности по всей стране. Вызывают искреннее уважение его подходы в ведении бизнеса», – прокомментировал Ткачев покупку 29,1% акций «Магнита» банковской группой ВТБ.

Действительно, вопросов больше, чем ответов. И главный вопрос: зачем госбанку более 16 тысяч продуктовых магазинов и магазинчиков? (Вот, к примеру, для «Агрокомплекса им. Н.И. Ткачева», связанного с семьей главы Минсельхоза, от них было бы больше проку...)

Ведь это для ВТБ не просто непрофильный актив, но еще и весьма проблемный. 

Любопытно, что в конце 2017-го краснодарские СМИ писали: «Ткачев пошел по пути «Магнита» Сергея Галицкого».

Появилась информация о том, что новым владельцем одного из ритейлеров в Крыму стали структуры агрокомплекса имени Ткачева, 18.11.17 сообщал сетевой ресурс bloknot-krasnodar.ru. Речь идет о розничной сети «Продукты у дома», которая принадлежала ранее украинской компании АТБ-маркет (кстати или нет, большинство магазинов «Магнита» имеют формат «у дома»).

По различным оценкам, стоимость этой сделки может составлять около 500 миллионов рублей и позволит стать компании крупнейшим розничным оператором полуострова.

Согласно открытым данным, летом 2017 года крымская сеть магазинов «Продукты у дома» сменила собственников и руководителей. Ранее ПУД управлялась украинским ритейлером «АТБ-маркет» через несколько компаний, но при этом не осуществляла фактической работы с 31 марта 2014 года. Сейчас владельцем управлявших компаний является краснодарское ООО «ПУД».

В октябре 2017 года, часть компаний, в том числе и по управлению крымской сети, возглавила Мария Лисицина, которая может быть близка к семье главы Минсельхоза Александра Ткачева, владеющей одним из крупнейших в России сельскохозяйственных холдингов Агрокомплексом имени Ткачева, также говорилось в публикации bloknot-krasnodar.ru.

В 2000–2010 годах, когда Александр Ткачев был губернатором Краснодарского края, Мария Лисицина работала на различных должностях в администрации региона. С июня 2011 по февраль 2012 года Мария Лисицина входила в совет директоров АО «Сочи-парк» вместе с Романом Баталовым, зятем теперь уже министра сельского хозяйства Александра Ткачева.

В октябре 2016 года появилась информация о том, что агрокомплекс получит контроль над холдингом «Акашево» в Марий Эл. В декабре того же года ООО «Агроактив», чьим единственным учредителем и гендиректором указана Мария Лисицина, получило 100% доли в «МФИ», которому принадлежит «Птицефабрика Акашевская» — головная структура «Акашево».

Открытые данные говорят о том, что ПУД, имея более 60 магазинов в Крыму, является лидером розничного рынка Крыма.

Агрокомплекс имени Ткачева сейчас управляет примерно 600 магазинами в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области и Адыгее.

Холдинг также рассматривает возможность развития розницы в Москве и Подмосковье. Согласно сайту Агрокомплекса, магазинов в Крыму у него нет, но в Симферополе работает распределительный центр холдинга, о чем говорится в его отчетности.

По оценкам федеральных экономистов, Крым является малоконкурентным рынком, так как сети «Магнит» и «X5 Retail Group» в ближайшее время не собираются приходить на полуостров, о чем они делали соответствующие заявления. 

Источник:  http://bloknot-krasnodar.ru/news/tkachev-poshel-po-puti-krasnodarskogo-magnita-serg-905508

Loading...