Свобода выбора: идти голосовать, или остаться дома?

В преддверие президентских выборов для избирателей встает вопрос – идти или проигнорировать? Одни считают бойкот наиболее действенной формой волеизъявления в данных условиях. Другие наоборот – следует прийти и проголосовать за того же, допустим, Грудинина или Собчак. В любом случае соцопросы показывают уверенное лидерство в гонке Владимира Путина.

Сегодня встает вопрос об эффективности электоральной тактики – участвовать в выборах, или проявить личный бойкот. По мнению одних экспертов, в теории бойкот вроде бы выглядит красиво, умная поза, можно долго любоваться своей принципиальностью и оппозиционностью. Но с точки зрения целесообразности бойкот сегодня неэффективен. Потому что для него должны созреть условия, которых на данный момент не существует.

Во-первых, это наличие мощного общественного движения, которое сопровождается массовой кампанией по недоверию к власти. Однако сейчас активный протестный уровень не достигает масштабов 2011-12 годов. Последние митинги максимум в 10-15 тысяч человек на всю страну – капля в море.

Во-вторых, бойкот эффективен тогда, когда основные политические оппозиционные силы его поддерживают в коалиции. Вот если бы кандидатом в президенты являлся один человек, тогда целесообразность бойкота была бы объективной. Наконец, в РФ давно отменен порог явки, а следовательно сколько бы не пришло на избирательные участки (хоть пять человек), выборы признают состоявшимися.

Другие эксперты полагают, что бойкот наиболее эффективный способ противодействия предсказуемым выборам-без-выбора. Сам по себе он делает выборы как бы нелегитимными в глазах населения, так как если подавляющее большинство граждан выбрало «игнор», то это наиболее красноречивый фактор настроения масс. Сегодня, и об этом говорят абсолютно лояльные политологи, имеет место глухое недовольство населения крупных городов, особенно образованной его части своим социально-экономическим положением и раздражение от пропаганды. Люди видят колоссальную разницу между реальной жизнью и тем, что им вещают по телевизору.

Нынешние соцопросы показывают безусловное лидерство Владимира Путина на фоне всех остальных кандидатов. Одни приводят цифры 70 к 10% (ближайший соперник), другие 60 к 20%. Однако зачастую такие оптимистичные опросы не всегда соответствуют действительности.

Перед президентскими выборами 2012 года, к примеру, соцопросы давали Зюганову лишь 9-10% голосов, а набрал он больше 17% (и это с учетом подтасовок). И если тогда не ставилась жесткие параметры, то сегодня они известны — 70% явка / 70% голосов. Ранее действующий президент побеждал почти во всех интернет-опросах, сейчас итоги иные. Более того, выборка по интернету стала куда более репрезентативной хотя бы в силу увеличения граждан, использующих сеть повседневно — с 40 млн в 2012 до 70-75 млн в 2018 году.