Даешь угля! Путина и Медведева просят разобраться с «угольным королем» Донбасса

Структура украинского предпринимателя Сергея Курченко, после «февральской революции» 2014 года перебравшегося в Россию, получила монопольные права на экспорт угля из Донецкой и Луганской республик. Конкуренты Курченко, несущие убытки, просят вмешаться в ситуацию… руководства РФ. Они написали обращения Владимиру Путину, Дмитрию Медведеву, в Минэкономразвития, а также в ведомства Николая Патрушева и Юрия Чайки.

Угольная монополия

Компания «Газ-Альянс», подконтрольная бизнесмену Сергею Курченко, назначена единственным поставщиком угля с территорий ЛДНР, сообщил РБК депутат Народного совета Донецкой республики Владислав Бриг. Источник в руководстве угольной компании «Ровенькиантрацит», которая работает в ЛНР, также рассказал Рагентству, что вывоз угля передали структурам, связанным с Курченко.

Информацию о передаче структурам Курченко монополии на экспорт угля из ДНР и ЛНР подтверждает и проект обращения российских угольных трейдеров, которые ранее также вели торговлю донбасским углем, рассказал один из авторов обращения на условиях анонимности, не уточнив, отправлено ли уже это письмо.

Трейдеры недовольны новой схемой поставок и подготовили обращение на имя президента России Владимира Путина, председателя правительства Дмитрия Медведева, директора ФСБ Александра Бортникова, генерального прокурора Юрия Чайки и министра экономического развития Максима Орешкина, говорит источник РБК. Об обращении известно и Бригу.

В документе говорится, что 14 марта 2018 года Министерство экономического развития России направило телеграмму «РЖД Логистике», в которой сообщается о запрете вывозить уголь из ЛДНР для всех компаний, за исключением «Газ-Альянса», сообщил собеседник агентства.

Представитель «РЖД Логистики» заявил РБК, что компания не получала такой телеграммы. В пресс-службе министерства на запрос РБК о предоставлении «Газ-Альянсу» статуса эксклюзивного поставщика угля из Донбасса ответили, что «этот вопрос не входит в сферу деятельности ведомства, у нас есть только межведомственная комиссия которая занимается гуманитарной помощью».

«Это все делается в рамках работы «Внешторгсервиса» по предприятиям, перешедшим под госуправление», — пояснил депутат. Компания «Внешторгсервис» взяла на себя управление предприятиями ДНР и ЛНР (металлургическими заводами и угольными шахтами, включая «Донецксталь» и предприятия, принадлежащие холдингу ДТЭК Рината Ахметова, — Енакиевский, Макеевский и Алчевский метзаводы и др.), а «Газ-Альянс» отвечает за сбыт их продукции (металла и угля). Это абсолютно гуманитарный неприбыльный проект, нужно это понимать», — отметил Бриг.​

Компания «Внешторгсервис» зарегистрирована в Южной Осетии, ее генеральным директором является Владимир Пашков, ранее занимавший должность вице-губернатора Иркутской области. Экс-глава Совбеза ДНР и лидер движения «Патриотические силы Донбасса» Александр Ходаковский на своей странице в Facebook писал в ноябре 2017 года, что «оперативный контроль над «Внешторгсервисом» был передан в руки оказавшемуся в России, но не порвавшему, судя по возврату ему одесских активов и многочисленным коммерческим операциям, с Украиной Сергею Курченко».

Курченко владеет группой компаний «Газ Украина», медиахолдингом UMH Group, является председателем наблюдательного совета группы ВЕТЭК, а также владеет футбольным клубом «Металлист» (Харьков). Его называли одним из самых близких к семье бывшего президента Украины Виктора Януковича предпринимателей. В феврале 2014 года Курченко покинул страну и перевел свой бизнес в Россию.

Генпрокуратура Украины обвинила Курченко в присвоении имущества госпредприятий «Укрнафта» и «Укргаздобыча», а также в контрабанде и незаконной реализации нефтепродуктов. В декабре 2017 года суд Киева наложил арест на ценные бумаги UMH. Сам Курченко подал в Печерский районный суд Киева иск против президента Порошенко о защите чести, достоинства и деловой репутации.

Ущерб на миллионы

Трейдеры, зарегистрированные в Ростовской области и Крыму, пожаловались на убытки из-за простоя вагонов с углем. Срываются договоры и международные контракты, сообщил один из авторов обращения. Для угольных трейдеров это «ущерб на миллионы рублей», подтвердил РБК бывший высокопоставленный чиновник ЛНР. По его словам, они ожидают решений от властей республик.

«Внешторгсервис» и «Газ-Альянс» попали под санкции США в январе 2018 года, а санкции против самого Курченко, который контролирует «Газ-Альянс», были введены еще в 2015 году. По данным Минфина США, «Внешторгосервис» весной 2017 года приступил к эксплуатации украинских предприятий, в том числе угольных шахт, находящихся на территориях непризнанных республик. Его партнером выступает компания «Газ-Альянс», которая помогает экспортировать уголь в Европу, утверждают в Минфине США. Представитель Курченко не ответил на запрос РБК.

ДТЭК Рината Ахметова в марте 2017 года заявила о потере контроля над 11 предприятиями в ДНР и ЛНР после того, как власти самопровозглашенных республик ввели там внешнее управление. Киев считает экспорт угля, добываемого на территории этих республик, незаконным, усматривая в этом признаки уголовного преступления, предусмотренного ч. 3 ст.​ 258-5 УК Украины (финансирование терроризма).

Но российские трейдеры, офисы которых расположены преимущественно в Ростовской области, до последнего времени продавали этот уголь за рубеж в составе угольных смесей. Как сообщали украинские СМИ, российские компании экспортируют уголь в основном в Турцию через порт Ростова-на-Дону. Летом 2017 года Министерство энергетики и угольной промышленности Украины направило в МИД страны письмо с просьбой через украинские посольства информировать другие государства о том, как распознать поставки угля из Донбасса.

На территории самопровозглашенных республик расположены угольные предприятия «ДТЭК Ровенькиантрацит», «ДТЭК Свердловантрацит» и «ДТЭК Комсомолец Донбасса», на которых ДТЭК Ахметова в 2016 году добыла 9 млн т угля, а до военного конфликта, разразившегося в 2014 году, добыча на них достигала 16 млн т.

По данным украинских СМИ, только за июль 2017 года трейдеры вывезли через Россию 267,2 тыс. т донбасского угля. «Ростовский антрацит на экспорте стоит от $100 до $160 в зависимости от фракции. Но донбасский продается, скорее всего, со скидкой — риски, поэтому экспортная выручка для трейдеров может составлять около $25 млн в месяц», — оценил директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов.

Экспертное мнение

Что сейчас происходит с углем Донбасса, рассказывает бывший донецкий предприниматель Энрике Менендес:

«Курченко, если посмотреть всю его историю, был тесно связан с семьей Януковича. И после Евромайдана, и после свержения Януковича Курченко пытался встроиться во многие процессы.

Угольный трейдинг в Донбассе — это один из процессов, в которые Курченко более или менее успешно встроился. К этому все довольно давно шло, потому что Курченко и его структуры очень интенсивно подминали под себя функцию «прокладки» между предприятиями Донбасса и российскими посредниками, при помощи которых организуется сбыт.

Но я бы не называл Владислава Брига стопроцентно проверенным источником информации. Думаю, что на самом деле все немножко сложнее. Курченко — один из привилегированных провайдеров доступа к этой территории, но я полагаю, что он не единственный. Он имеет достаточно сильные связи в России и может на довольно высоком уровне решать свои вопросы с доступом. Но я абсолютно уверен, что он не монополист, а один из, может быть, самый крупный, однако не единственный.

Уголь, который поставляется из Донбасса, незаменим на Украине. Сейчас из-за блокады вся схема перестроилась на поставки в Российскую Федерацию, и фирмы-посредники, или, как мы их называем, «фирмы-прокладки», стали играть очень большую роль. Наверняка речь идет именно об этом.

Насчет того, какие конкуренты пожаловались, довольно сложно сказать, потому что сейчас в Донбассе большой разброд и шатание, ведь добыча угля на всех предприятиях Донбасса даже по весьма оптимистичной статистике самопровозглашенных республик упала. Какая там ситуация на самом деле, одному богу известно.

Я знаю, что между Курченко и руководителями республик существует постоянно действующий конфликт интересов, поскольку в эту угольную схему интенсивно пытались залезть люди, например, Захарченко и Ташкент в ДНР.

Если верить этой новости, что там убытки на миллионы рублей, миллионы рублей в контексте угольной индустрии Донбасса — просто копейки: это, условно говоря, объем поставок за один день, потому что угольная индустрия Донбасса — миллиарды долларов.

Вероятнее всего, эта ситуация сейчас вылилась в публичную плоскость из-за того, что кто-то где-то не поделил какую-то сиюминутную конъюнктурную вещь».

В том, что Курченко удалось монополизировать рынок поставок угля из ДНР и ЛНР, сомневается и донецкий журналист Александр Наумов:

«Угольные предприятия в Донецкой народной республике были переведены на внешнее управление, и фамилия Курченко в этой связи в республике не звучит и не звучала. Поэтому откуда эта информация насчет Курченко и компании «Газ-Альянс», я не могу сказать, но с Курченко было связано несколько скандалов, которые были в республике еще несколько лет назад.

Что касается вообще угольной промышленности в республике, то буквально недавно, пару недель назад, был большой скандал, и 25 человек, сотрудников министерства угольной промышленности и энергетики во главе с министром угольной промышленности и энергетики Голенко, были арестованы. Им вменяются махинации, экономические преступления в сумме более 100 млн рублей в какой-то период времени.

Сами понимаете, это только сотрудники министерства, а сколько в этой схеме было задействовано людей, которые обеспечивали просто какие-то пути в реализации махинаций, наверное, только следствие скажет, и то непонятно, через какое время.

Уж слишком большие деньги были замешаны в том, что эти сотрудники пытались или отмыть, или заработать на республике».

Сергей Курченко владеет группой компаний «Газ Украина», медиахолдингом UMH Group, занимает пост председателя наблюдательного совета группы ВЕТЭК, а также владеет харьковским футбольным клубом «Металлист».

Генпрокуратура Украины обвинила Курченко в присвоении имущества госпредприятий «Укрнафта» и «Укргаздобыча», а также в контрабанде и незаконной реализации нефтепродуктов. В декабре 2017 года суд Киева наложил арест на ценные бумаги UMH.

Источники: https://www.rbc.ru/business/22/03/2018/5ab240569a7947e39a8159bc, https://www.bfm.ru/news/380456

Источники: https://www.rbc.ru/business/22/03/2018/5ab240569a7947e39a8159bc, https://www.bfm.ru/news/380456