Принесут ли платные парковки пользу Питеру?

Санкт-Петербург – второй по величине мегаполис страны, город, фактически обладающий статусом неформальной второй столицы. Но, увы, во многом – постоянно отстающий в развитии от столицы официальной в части техники городского развития.

Российская столица – это огромный мегаполис, постоянно находящийся в движении к лучшему. Не будем спорить, движение это догоняющее, идёт, обычно, в кильватере у лучших зарубежных образцов усовершенствования городской среды.  

Образцы хороши. Отставание Москвы – несколько лет.

Но что же в Питере?

А ничего особого.

Последние годы ознаменовались судорожными попытками подстроиться под какие-то случайные обстоятельства локального масштаба. Наиболее важные, при этом, будем честны, не сопровождались сколько-нибудь системной проработкой действий со стороны городских властей, какими то масштабными планами, реализация  которых хотя бы обещала изменить к лучшему не только саму Культурную Столицу, ее улицы и другие общественные пространства, но и жизнь петербуржцев в целом.

Ах, сколь отчаянно московские городские активисты ругают решения пресловутого бюро "Стрелка"! Жителям Петербурга остаётся только мечтать хотя бы о таком уровне.

Что произошло за последние годы в Москве и чего никто даже не пытается прорабатывать в Питере? Самое радикальное из изменений – введение платной парковки в центре города. Скажем прямо, далеко не всем эта мера пришлась по вкусу. Но именно благодаря ей в столице появились доступные стояночные места даже в час пик, а общий порядок на дороге заметно вырос.

Да и улицы города, прямо скажем, преобразились, прекратив напоминать временную стоянку бесконечного торгового каравана. Там, в конце концов, стало приятно гулять.

А помните ли вы, что представляли из себя улицы Москвы до введения платной парковки, году, этак, в 2010-м? Водитель, решивший в будний день пробраться в центр, едва ли смог бы найти пространство для стоянки своей колесницы, предварительно не совершив несколько кругов по району. Это приводило к хаотичной и стихийной парковке: люди оставляли свои автомобили в совершенно непригодных для этого местах, создавали препятствия как для пешеходов, так и для движения общественного транспорта.

Именно подобную неприглядную картину мы и продолжаем наблюдать сейчас в Петербурге. Мощный автомобильный транзит через город, ад с парковочными местами, пробки… и ни малейшего просвета.

Что будет во время предстоящего в ближайшее время Чемпионата Мира 2018 по футболу, в котором Питер – одна из знаковых площадок, и подумать страшно.

Для решения таких же сложностей Москве весьма пригодился современный международный опыт. У Питера перед глазами – не только достижения западной урбанистики, но и успешный пример Москвы, чётко показавший, что и городские пространства можно обустроить так, чтобы не только облагородить их вид и облегчить ситуацию с пробками, но и чтобы при этом пополнить городской бюджет.  

В мировом масштабе – примеров много, в том числе и более радикальных подходов. Так, в Японии будущий автовладелец не может приобрести транспортное средство, если не передаст в компетентные органы подтверждение наличия парковочного места. Еще жестче дела обстоят в Сингапуре: в этом городе перед покупкой машины необходимо приобрести право владения личным транспортом, которое стоит около 50 тысяч долларов – около трех миллионов рублей. А в том же Лондоне для того, чтобы разгрузить город, и вовсе сделали платный въезд в центр.

Что объединяет все эти примеры в плане подхода к администрированию транспортного пространства? От Лондона до Москвы городские деятели уже поняли: земля в городе – это дефицитный ресурс. Такой же, как питьевая вода и чистый воздух. А значит и расходовать его нужно экономно и аккуратно. Иначе любой город ожидает транспортный хаос, который мы, к сожалению, и наблюдаем в Питере. Здесь, конечно, не возможен снос всего центра и его превращение в один большой паркинг, чтобы места всем желающим отправиться в центр на личном автомобиле хватило бы наверняка. По такому пути, в частности, пошли некоторые американские города. Но силами одних только туристов вполне реально вывести из строя центральную часть города, заблокировав её хаотичной парковкой, ведущейся при полном отсутствии окультуренных, цивилизованных и небесплатных, для каждого желающего бросить свой автомобиль парковочных зон.

Что мы, собственно, и наблюдаем день за днём.

А есть ли альтернативы? Есть ли проверенные рецепты? Конечно. Вот, возвращаясь к опыту той же Москвы - с 2011 года столичная мэрия начала активно заимствовать полезный опыт других мегаполисов. Платная парковка в городе была введена в ноябре 2012 года в рамках пилота. В дальнейшем зона этой парковки неоднократно расширялась.

Разумеется, первоначально люди были недовольны и, как принято, довольно громко это недовольство выражали. Но, после того, как люди увидели реальный полезный эффект от действий московской мэрии – протесты стихли.

А ведь ситуация разительно изменилась. Теперь автомобилист может свободно доехать до любой точки Москвы и оставить машину на сколько ему угодно, чтобы она никому не мешала. По центру города могут спокойно проехать автомобили скорой помощи и иных экстренных служб. Трамваи и другой общественный транспорт стали более точными и и пунктуальными, вместо того, чтобы стоять часами в пробках, зачастую стопорясь из-за неправильно припаркованного автомобиля.

Для Санкт-Петербурга, транспортная связность которого достаточно сильно ограничена водой, всё это еще более актуально, чем в Москве.

Как уже говорилос выше, многим москвичам изменения пришлись не по вкусу. Многие не хотели платить за "воздух", до сих пор у некоторых автомобилистов вызывают негатив словосочетания Центр организации дорожного движения (ЦОДД) и Администратор московского парковочного пространства (АМПП).

Но вахтёров и контролёров вообще мало кто любит, а их общественная полезность очевидна. Кто-то должен осуществлять надзор за порядком на дорогах и парковках, контроль за обеспечением нормальных условий для движения как личного, так и общественного транспорта. Главное, чтобы польза от него была. И если она очевидна – то и их существование оправдано.

Органичной частью современного пейзажа московских улиц стали зеленые эвакуаторы и машины-парконы. Каждый водитель теперь понимает, что за нарушение правил оплаты последует определенная санкция. Благодаря осознанию того, что она происходит эффективно и "договориться на месте, неформально", то есть коррумпировать сотрудников ЦОДД стало практически невозможно, москвичи стали ответственнее относиться к своим транспортным средствам.  И для Петербурга такой цивилизованный подход, конечно, выглядит позитивным примером.

Как работает московский контроль парковки? В городе, население которого составляет более двенадцати миллионов человек (плюс пара миллионов приезжающих каждый день из Подмосковья), без автоматизации этого процесса было не обойтись. ЦОДД справляется с огромными объемами работы при помощи автоматических проборов "Паркрайт", которые устанавливаются на патрульные машины, а также "Паркнет", выполненные в форме планшета. С последними ходят контролеры АМПП.

Программная часть комплекса взаимодействует с комплексами "Автоураган", благодаря чему может распознавать автомобильные номера, а затем передавать их в Центр организации дорожного движения. Система может опознать любой вид неправильной парковки: на газоне, пешеходном переходе, тротуаре.

 Контролируемое московскими ЦОДД и АМПП пространство огромно. Так, "Паркрайты" установлены на 420 автомобилях Центра организации дорожного движения, 110 автобусах Мосгортранса 900-х маршрутов. Каждое такое транспортное средство ежедневно передвигается по многокилометровым маршрутам.

Эти системы действительно помогли разгрузить столичные дороги. Да и наведение наведение порядка в этой сфере простимулировало людей активнее пользоваться общественным транспортом, который, наконец то, стал в Москве ходить по расписанию, а не абы как.  И почему бы Северной Столице не воспользоваться позитивным примером?

Тем более, что финансовая часть такого проекта будет не только о затратах.

83 тысячи столичных парковок с 2013 по 2017 год принесли в городской бюджет дополнительно почти 14 миллиардов рублей. Сопоставимые  деньги мог бы получать и Петербург, направив их на развитие своей транспортной инфраструктуры. Принцип "заплатил за парковку – получил хорошую дорогу" ничем не плох.

Тема платных парковок вызывает немало споров, но против фактов, как говорится, не попрешь. Московская мэрия действительно сумела навести порядок на городских улицах. Произошедшие за последние семь лет изменения необходимы и Москве, и ее жителям, чтобы окончательно не встать в одну гигантскую пробку.

Сумеет ли Санкт-Петербург воспользоваться этим примером? Мы на это надеемся.

Время публикации: 
пятница, Апреля 20, 2018 - 07:30
Loading...