Что будет с ценами на бензин?

Есть обещание нескольких крупных нефтяных компаний, владеющих НПЗ, не повышать цены на топливо на бирже.

Правительство не стало повышать экспортную пошлину на нефть при сохранении ставок налога на добычу полезных ископаемых, есть обращение Роснефти к правительству с целой серией регуляторных новаций, однако некоторые узелочки еще не развязаны, пишет politjoystic в известном мессенджере.

Во-первых, многие зря считают, что нефтяные компании выступают сплоченным фронтом. Это не так. Конкуренция между ними, конечно, не прямая, то есть они не конкурируют за сбыт ГСМ или нефти за рубеж — это удел их менеджмента «на земле». Стратегическая конкуренция идет за доступ к месторождениям, за льготный НДПИ, за выгодную транспортировку через трубопроводную систему Транснефти и цистернами по путям РЖД. То есть вся конкурентная среда между ними — в правительстве и в АП.

Второй узелок — это налоговый маневр Силуанова, который предусматривает постепенное повышение ставок на НДПИ и снижение на экспортную пошлину. В итоге маневра пошлина должна была через шесть лет исчезнуть, а повышенный НДПИ заставить нефтяные компании разрабатывать новые месторождения и применять новейшие технологии добычи — иначе рентабельность работы нефтяников становилась отрицательной. Но, красивая идея опять натолкнулась на … льготы и в нынешних условиях непонятно стоит ли продолжать исполнять налоговый маневр в прежнем виде или он требует корректировке.

Третий узелок, это стандарты для НПЗ. Кто-то перешел на Евро — 5, а кто-то остался на старом. То есть, кто-то вложил деньги в модернизацию под давлением правительства, а кто-то нет и ему за это ничего не было. Вроде про тему забыли, но сейчас все карты бросаются на стол, потому что нефтяные компании справедливо говорят о том, что нельзя топливный кризис рассматривать по частям, потому что каждое решение правительства отражается на их бюджете и инвестпрограммах.

И последнее — это доминирование на рынках в регионах независимых АЗС, которые не имеют проектов ни добычи нефти, ни её переработки и вся их деятельность связана только с розницей ГСМ. Это очень простой бизнес. Никаких запасов, никаких долгосрочных инвестиций, что позволяет им быстро открываться и быстро закрываться. Но, у них очень низкая маржа. Поэтому они так чувствительны к росту оптовых цен. И пока их сила в доминировании. А их подписей в этом соглашении нет, и их согласие может быть выражено только при сохранении приемлемой доходности. А вот её как раз никто не учитывает и не считает.

Ситуация дошла до предела — это факт, и как теперь разрубить узелки, не знает никто. И что будет с ценами на бензин, точно сказать нельзя.