Гала Галатея безмятежная: русская муза Сальвадора Дали


1
Вот что пишет сам художник: «Гала пронзила меня, словно меч, направленный самим провидением. Это был луч Юпитера, как знак свыше, указавший, что мы никогда не должны расставаться». Так и получилось.

2

Елена Дьяконова родилась в Казани в 1894 году. После ранней смерти отца ее мать повторно вышла замуж, и когда девочке исполнилось 17 лет, семья переехала в Москву. Через год Елену отправили лечиться от туберкулеза в швейцарский санаторий «Клавадель», где она и повстречала писателя Эжена-Эмиля-Поля Гранделя, то есть своего будущего мужа Поля Элюара. Они поженились в феврале 1917 года в Париже.

4

В общем-то за потерю жены Элюар получил своеобразную компенсацию. В виде собственного портрета кисти Сальвадора Дали: «Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз».

5
(«Портрет Поля Элюара», 1929 год. Картон, масло)

Сама Гала постепенно уводила Дали из-под эстетического контроля Андре Бретона с его честной сюрреалистической компанией и взяла в свои руки все заботы художника, не связанные с творчеством: «Никогда мы не сдавались перед неудачами, — отмечал Дали. — Мы выкручивались благодаря стратегической ловкости Гала. Мы никуда не ходили. Гала сама шила себе платья, а я работал в сто раз больше, чем любой посредственный художник».

6

Дела Дали пошли в гору, а деньги посыпались с ее вершины. В 1934 году после поездки четы в Америку успех вышел на принципиально новый уровень. Расчеты Гала оказались верными: США охватила «сюрреалистическая лихорадка». С 1939 года и до конца 1940-х супруги живут в Америке. Блее доступный публике и не менее скандальный чем прежде, Дали устраивает выставки, выступает с лекциями, пишет портреты богатых американцев, иллюстрирует книги, сочиняет сценарии, либретто, разрабатывает костюмы для балетных и оперных постановок, оформляет витрины роскошных магазинов на Пятой авеню и павильонов международных ярмарок, сотрудничает с Альфредом Хичкоком и Уолтом Диснеем, пробует свои силы в фотографии, устраивает сюрреалистические балы.

7
(«Галарина», 1945. Холст, масло.)

«Во всем мире, — пишет Дали, — и особенно в Америке, люди сгорают от желания узнать, в чем же тайна метода, с помощью которого мне удалось достигнуть подобных успехов. А метод этот действительно существует. И называется он «параноидно-критическим методом» <…> В общем и целом его можно было бы определить как строжайшую логическую систематизацию самых что ни на есть бредовых и безумных явлений и материй с целью придать осязаемо творческий характер самым моим опасным навязчивым идеям. Этот метод работает только при условии, если владеешь нежным мотором божественного происхождения, неким живым ядром, некой Гала — а она одна — единственная на всем свете...».

8

Пара с триумфом возвращается домой в конце 40-х. В 1964 году Дали издает мемуары «Дневник одного гения», охватывающие события с 1952 по 1963 год. Что-то вроде памятника себе при жизни. Или не совсем себе: «Я посвящаю эту книгу МОЕМУ ГЕНИЮ, моей победоносной богине ГАЛЕ ГРАДИВЕ, моей ЕЛЕНЕ ТРОЯНСКОЙ, моей СВЯТОЙ ЕЛЕНЕ, моей блистательной, как морская гладь, ГАЛЕ ГАЛАТЕЕ БЕЗМЯТЕЖНОЙ».

9

Справедливости ради заметим, что на голове у безмятежной Гала Галатеи вполне себе мог оказаться вареный омар, а на плече – ребрышки ягненка. Мара Альбаретто, близкий друг Дали, вспоминает: "Когда его спрашивали, почему он изобразил любимую жену Гала с двумя отбивными на спине, ответил просто: "Я люблю мою жену и люблю отбивные; не понимаю, почему не могу нарисовать их вместе"…». В самом деле, почему нет?

10
(«Портрет Гала с двумя рёбрышками ягнёнка, балансирующими на её плече», 1933 год. Дерево, масло.)

AnaRender поможет в быстром просчёте Вашего видео. Вы сможете продолжить свою творческую работу, переключив ресурсоёмкие операции на наши сервера