Малый бизнес не вернется на прежний уровень

Сыр-бор разгорелся после того, как глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев на последнем заседании правительства 2 октября заявил, что после запрета продавать пиво и табак в палатках площадью менее 50 кв. м сотни тысяч небольших предприятий были вынуждены закрыться. Те же, что остались, если не торгуют алкоголем и сигаретами нелегально, работают с отрицательной рентабельностью.
 

«Нужно корзину маленького магазина просчитывать как необходимый минимальный набор, который обеспечивал бы хотя бы десятипроцентную рентабельность вбелую, с налогами, чтобы они могли жить», — пояснил Игорь Артемьев. Особенно сильно пострадали мини-магазинчики в сельской местности и небольших городах, где такая продукция, как пиво и табак, являлась «бюджетообразующей». Руководитель ФАС при этом, правда, оговорился, что «здоровье россиян в приоритете».
 

Интересно, что точной статистики в стране по малым торговым форматам не существует. Действительно, практически нереально подсчитать все киоски и ларьки — эта цифра переваливает за миллион. По данным Росстата, в 2012 году в России было зарегистрировано 1,6 млн индивидуальных предпринимателей (ИП). Именно такая организационно-правовая форма в абсолютном большинстве случаев используется владельцами павильонов. За прошлый год информация на сайте Росстата еще не вывешена, но точно известно, что в 2013–2014 годах произошло существенное сокращение количества ИП, примерно на полмиллиона. Несложно подсчитать, что около 1–1,5 млн человек остались без работы.
 

Связано это с двумя основными причинами. Первая — с 1 января прошлого года были увеличены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемое в фиксированных размерах. Взносы для ИП выросли в два с лишним раза. Правда, потом размер страховых отчислений снова уменьшили, но было поздно. Предприниматели выразили свое отношение к подобным новациям «ногами», попросту закрыв бизнес.


Вторая причина, пожалуй, основная. С 2013 года в стране запретили продажу пива (а еще раньше — водки) в ларьках и палатках. С 1 июня 2014 года киоскеры лишились возможности реализовывать табачную продукцию.

 

Таким образом, возникла вторая волна банкротств и сокращений ИП. Дело в том, что не менее 60–70% прибыли продуктовые палатки получали от продажи табака и пива. Если еще прибавить к этому сопутствующий ассортимент (чипсы, рыбу и другие снеки), то этот показатель достигал 80%.

В результате в России доля торговых сетей в розничном обороте все время растет: в 2011 году она составляла 18,5%, в прошлом — уже 21%. Во многих регионах эта цифра едва не перевалила антимонопольный порог в 25%. В результате у нас замедлились темпы роста оборота розницы: в 2011 году прирост — 7%, в 2012-м — чуть более 6%, а в 2013 году — только 4%.
 

Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Государство само убивает мелкую торговлю, а потом удивляется, почему так происходит, и ищет пути, как исправить ситуацию. Взять, например, действующую Стратегию развития торговли на 2011 –2015 годы. В ней главный упор делается на развитие сетевой торговли. Оборот малого бизнеса в рознице планируется сократить с 65 % до 45 – 55 % к 2015 году, а в долгосрочной перспективе до 30 – 40 %.
 

Кроме того, на протяжении последних лет натиск властей на уличную мелкую розницу повсеместно носил характер административных кампаний. В Москве под лозунгом приведения стрит-ритейла в цивилизованный вид чиновники начали массово сносить торговые точки. Точно такие же процессы происходили в других регионах: Санкт-Петербурге, Саратове, Липецке и т.д.

До конца года ФАС должна разработать предложения по выходу из этой сложной ситуации. Однако поскольку «здоровье россиян в приоритете», то вряд ли разрешат торговать алкоголем и сигаретами в ларьках.

Источник: http://www.mk.ru/economics/2014/10/06/alkogol-i-sigarety-vryad-li-vernutsya-v-larki.html

AnaRender поможет в быстром просчёте Вашего видео. Вы сможете продолжить свою творческую работу, переключив ресурсоёмкие операции на наши сервера

Loading...