Эрмитаж в цифрах: аудитория, расходы и другие показатели самого популярного музея России

Аудитория

По результатам социологического опроса ЕУ, среди посетителей Эрмитажа лишь 18 % — местные жители. В зависимости от сезона туристический поток музея составляет от 80,4 до 84 % посетителей из ближнего зарубежья. Данные университета говорят о том, что значительное большинство всех туристов, приезжающих в Петербург, планирует посещение музеев на время пребывания в городе.
При этом Эрмитаж неизменно называют первой точкой в осмотре достопримечательностей. Это подтверждают данные различных туристических порталов. По данным исследования ЕУ, историко-культурному музею на Дворцовой площади уступает только ГМЗ «Петергоф», а Русский музей занимает лишь шестое место.
График из исследования Европейского университета.
© Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2014
© Авторский коллектив, 2014

Бюджет

Бюджет Эрмитажа в последнее время ежегодно составляет от 2,5 до 5,2 миллиарда рублей и формируется из трех источников. Большая часть — государственные средства, в среднем примерно 78 % с 2009 по 2013 год, согласно официальной статистике ФГУП «Государственный Эрмитаж». В этот же промежуток времени порядка 21 % музей зарабатывал для себя сам, преимущественно за счет продажи входных билетов, и около 1 % получал от спонсоров и жертвователей.
 
Относительно других крупных европейских музеев доходы, получаемые Эрмитажем от собственной деятельности, сравнительно невелики. Однако следует отметить, что прирост в этой статье доходов за 2009–2013 годы составил 78 %. При этом в трех из четырех приведенных в исследовании крупных британских музеев процент государственного финансирования ниже, чем у Эрмитажа.
Вместе с тем из приведенных музеев именно у Эрмитажа наиболее высокие показатели по госзатратам на одного посетителя (в среднем за 2009–2013 годы — 27,83 доллара). Так, один зритель галереи Tate Modern в 2008–2007 годы обходится властям Великобритании в 8,63 доллара, Национальной галереи — в 11,87 доллара, Британского музея — в 14 долларов, а Национального исторического музея — в 24,82 доллара. «В случае Эрмитажа серьезные расходы связаны с содержанием и капитальным ремонтом большого количества помещений, а также с расширением в новые пространства (Генеральный штаб, РХЦ „Старая деревня“)», — поясняется в исследовании.
 

Значимость

Чтобы оценить отношение к музею в обществе, исследователи Европейского университета задавали посетителям вопрос: «Какую сумму вы могли бы пожертвовать на поддержание Эрмитажа, если бы музей стоял перед угрозой закрытия из-за нехватки средств?». По полученным данным, участники опроса называли суммы от 5 до 100 тысяч рублей. Небольшая часть, 8 % опрошенных, ответила, что не стала бы жертвовать никаких средств, 10 % ограничилось суммами до 100 рублей, еще 10 % ответило, что дало бы на спасение музея до 500 рублей.
Согласно тому же опросу, иностранные туристы готовы пожертвовать в среднем в два раза больше, чем все остальные, и в четыре, чем туристы из ближнего зарубежья. «Это объясняется прежде всего традициями массовой благотворительности и более высоким уровнем жизни и зарплат среди иностранных туристов», — поясняют ученые.
Что касается петербуржцев, то почти все опрошенные, 92 %, согласились нести вклад в спасение Эрмитажа, однако средняя сумма оказалась меньше, чем у приезжих, — около 2 тысяч рублей. Среди опрошенных 29 % было согласно пожертвовать 1 тысячу, и 21 % — сумму до 100 рублей.

 

Расходы

В последние годы расходы музея значительно увеличились. С 2011 по 2013 год расходы росли с шагом примерно в 1,2 миллиона рублей, достигнув в 2013 году суммы в 5116,8 миллиона рублей. По официальной статистике самого Эрмитажа, наибольшую статью расходов составляют капитальные: строительство, капитальный ремонт, приобретение оборудования. Далее следуют затраты на персонал и текущие расходы: коммунальные и транспортные услуги, связь, техническое обслуживание оборудования, текущий ремонт, охрана и приобретение музейных ценностей.
Капитальные и текущие расходы музея в основном покрываются средствами из федерального бюджета, а заработанные самим Эрмитажем деньги чаще всего идут на оплату работы сотрудников.
 

Музейная деятельность

Что касается собственно музейной деятельности Эрмитажа, исследователи отмечают, что число временных выставок из фондов музея и других российских и зарубежных музеев также растет. В 2009 году в Эрмитаже прошло 23 временные выставки, а в 2013 году их число выросло до 33. При этом научно-просветительская деятельность также интенсивно развивается, увеличивается количество проведенных экскурсий и лекций.
Ученые сообщают, что, согласно опросам, «люди приходят в музей в поисках художественного впечатления, которое обогащает эмоционально и духовно».

Источник: http://paperpaper.ru/hermitage-statistics/

AnaRender поможет в быстром просчёте Вашего видео. Вы сможете продолжить свою творческую работу, переключив ресурсоёмкие операции на наши сервера