Сергей Прокофьев – «русский Моцарт» и «любимчик Сталина»

23 апреля исполнилось 124 года со дня рождения великого русского композитора Сергея Прокофьева. Мы предлагаем вам вспомнить наиболее примечательные факты из его биографии, а также фрагменты самых значимых произведений гения.

Прокофьев был русским Моцартом

Сергей Сергеевич Пркофьев родился в семье ученого-агронома. Музыкой он стал заниматься с ранних лет по желанию матери, которая сама была довольно искусной пианисткой, несмотря на то, что происходила из рода крепостных крестьян.

Спасибо нужно сказать дворянскому роду Шереметьевых, которые считали своим долгом обучать крестьян музыке. Если бы не эта традиция, возможно, мы бы так и не узнали талант Сергея Пркоофьева.

Гениальность Прокофьева была видна с детства — сочинять музыку, как и Моцарт, он начал с самых ранних лет. В 9-10 лет он уже сочинял свои первые оперы, а в 13 поступил в Петербургскую консерваторию.

В шутку гений Прокофьева объясняли его шишкой на голове. Дело в том, что возрасте 3-х лет маленький Сергей сильно ударился головой о сундук. Полученная шишка сошла с головы композитора лишь к 30 годам.


Эта соната значится первой в списке произведений Прокофьева, составленным самим композитором. Она была написана в  1907-1909  годах.

Вступительный экзамен Прокофьева поразил Римского-Корсакова

По признанию композитора, во время вступительного экзамена в консерваторию он произвел на комиссию сильное впечатление. Вот что писал сам Прокофьев: «Передо мной экзаменовался мужчина с бородой, принесший в качестве всего своего багажа романс без аккомпанемента. Я вошел, сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали четыре оперы, две сонаты, симфония и довольно много фортепианных пьес. «Это мне нравится!» — сказал Римский-Корсаков, который вел экзамен».


За это произведение Прокофьев получил в 1914 году премию им. А. Рубинштейна — рояль.

После революции уехал из России

В 1917 году Прокофьев решил уехать из России, так как находил трудным жить и творить в обстановке разрухи и начинающейся гражданской войны. Вот что он писал в своих дневниках:

«Ехать в Америку! Конечно! Здесь — закисание, там — жизнь ключом, здесь — резня и дичь, там — культурная жизнь, здесь — жалкие концерты в Кисловодске, там — Нью-Йорк, Чикаго. Колебаний нет. Весной я еду…».

В мае 1918 года Прокофьев исполнил свое желание и покинул родину. Через Сибирь и Японию он перебрался в США.


Эту симфонию принято считать одним из первых неоклассических произведений в музыке.

Несмотря на эмиграцию, Прокофьева принимали в СССР

В эмиграции Прокофьев не критиковал новый политический строй своей страны и вообще, по признанию его друзей, симпатизировал коммунизму. Правда, при этом предпочитая жить в капиталистическом миреиз-за удобства и комфорта, как признавался он сам.

При этом Прокофьев не раз приезжал на родину, а его произведения с успехом исполнялись в СССР. Идеологических разногласий между ним и новой властью не было, что сделало возможным его будущее возвращение.


Эта опера Прокофьева по одноименной сказке Карло Гоцци была впервые поставлена в Чикаго в 1921 году. В 1926 году она была поставлена в Ленинграде, а в 1927 — в Большом театре в Москве.

Возвращение на родину

В 1933 году Прокофьев окончательно возвращается в СССР. Если верить его интервью тогдашним газетам, то причиной стала тоска по своему народу и понимание невозможности полноценного творчества в отрыве от своих корней.

Однако, если верить друзьям Прокофьева, оставшимся за границей, то им он говорил еще и о другом. По словам художника Анненкова, Прокофьев боялся потерять популярность в Советском Союзе. При этом композитор отмечал, что если он уедет в СССР, то на Западе его произведения будут исполняться, возможно, даже чаще.

В СССР Прокофьев приехал со своей семьей — испанской женой Линой Кодина, а также двумя сыновьями. После возращения Прокофьев два раза выезжал за границу, что в сталинской России было в принципе сделать очень сложно. С вождем у композитора были хорошие заочные отношения. Говорят, Сталин понимал, что таких гениев, как Прокофьев, больше в стране нет, поэтому дорожил им.


Пожалуй, самая известная мелодия композитора. Отрывок из балета «Роме и Джульетта», написанного в 1935 году.

Прокофьев заигрывал с властью

Пианист Святослав Рихтер говорил, что «с принципами Прокофьев был не в ладах». Композитор не стеснялся в нужный момент проявлять лояльность власти. В 1939 году, по государственному заказу, он написал к дню рождения Сталина кантату для хора «Здравница». Стихи были посвящены вождю и авторство носили, якобы, народное.

При этом Прокофьев не допускал в свой адрес личной грубости от представителей власти. Когда его по партийной линии отчитывал товарищ Ежов за творческий «уход от народа», Прокофьев сказал тому в лицо:«Как вы смеете так со мной разговаривать?». По тем временам это можно было считать дерзостью.


Необычное произведение Прокофьева — симфоническая сказка для детей.

Прокофьев бросил жену

Расстался со своей испанской любовью Прокофьев в 1941 году, хотя официальный развод долго не оформлял. Когда в 1948 году композитор начал жить с новой женщиной, правительство аннулировало его брак. При этом его первую жену, Лину Кодину, арестовали и сослали в мордовские лагеря.

Освободили Лину лишь в 1956 году, после чего она покинула СССР. Умерла первая жена Прокофьева в 1989 году в Англии.


Балет «Золушка» был написан Прокофьевым во время Великой Отечественной войны.

Во время войны Прокофьев продолжал работать

В Великую Отечественную войну Сергей Прокофьев был эвакуирован в Нальчик. Впоследствии он переезжал в Тбилиси, Алма-Ату, Пермь, пока в 1943 году не вернулся в Москву. Все это время он продолжал усердно работать. Главным итогом этого творческого этапа стала эпическая опера«Война и мир» по произведению Льва Толстого.


Премьера оперы состоялась в октябре 1944 года в Москве.

В 1948 году Прокофьева «всенародно осудили»

В 1948 вышло постановление Политбюро ЦК ВКП(б) об опере «Великая дружба», автором которой был композитор Вано Мурадели. Партия осудила новаторство композитора, не забыв упомянуть и о других деятелях музыкального поприща. Вот вырезка из осуждающего текста:

«Особенно плохо обстоит дело в области симфонического и оперного творчества. Речь идет о композиторах, придерживающихся формалистического, антинародного направления. Это направление нашло свое наиболее полное выражение в произведениях таких композиторов, как тт. Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, В. Шебалин, Г. Попов, Н. Мясковский и др., в творчестве которых особенно наглядно представлены формалистические извращения, антидемократические тенденции в музыке, чуждые советскому народу и его художественным вкусам. Характерными признаками такой музыки является отрицание основных принципов классической музыки, проповедь атональности, диссонанса и дисгармонии, являющихся якобы выражением «прогресса» и «новаторства» в развитии музыкальной формы, отказ от таких важнейших основ музыкального произведения, какой является мелодия, увлечение сумбурными, невропатическими сочетаниями, превращающими музыку в какофонию, в хаотическое нагромождение звуков. Эта музыка сильно отдает духом современной модернистской буржуазной музыки Европы и Америки, отображающей маразм буржуазной культуры, полное отрицание музыкального искусства, его тупик».

Речь в тексте шла, в частности, о шестой симфонии Прокофьева. В будущем она, разумеется, была признана шедевром композиторского гения.


Эту симфонию рассматривают как элегию памяти жертв Второй мировой войны, в сравнении с торжественной Пятой симфонией.

Прокофьев серьезно увлекался шахматами

На протяжении всей жизни Прокофьев любил играть в шахматы и даже добился в них кое-каких успехов. Так, в 1914 году он победил в сеансе будущую шахматную легенду Хосе Рауля Капабланку. Позже Прокофьев играл партию с экс-чемпионом мира Эмуануэлем Ласкером, которую смог свести в ничью.

Широкое внимание общественности привлек его матч со знаменитым советским музыкантом Давидом Острайхом в Москве в 1937 году. Правда, тот поединок Прокофьев проиграл.


Музыку к фильму «Александр Невский» написал Прокофьев.

Прокофьев умер в один день со Сталиным

Сталин и Прокофьев умерли 5 марта 1953 года. Смерть вождя была настолько шокирующим событием для народа в условиях культа личности, что на несколько дней жизнь в Москве была парализована. 

Это послужило причиной того, что смерть Прокофьева прошла для народа незаметным событием. Судьба иронично пошутила над ним — Прокофьев всю жизнь был человеком, любящим быть в самом центре внимания. Возникли трудности даже с организацией похорон, которые прошли тихо и незаметно.

В завещании Прокофьев попросил потомков не трогать его архив, пока не пройдет 100 лет со дня смерти, пишет Рустория. Таким образом, узнать много нового о жизни и личности гениального композитора мы сможем лишь в 2053 году.

AnaRender поможет в быстром просчёте Вашего видео. Вы сможете продолжить свою творческую работу, переключив ресурсоёмкие операции на наши сервера