Художники — от Китая через Россию в Европу

Плоха та выставка, которая не способна удивить. По российским музеям путешествует передвижная выставка под названием «Великий шелковый путь: Янцзы/Волга/Дунай». Ее уже посмотрели тысячи посетителей в разных городах России. Из китайского Харбина через нашу страну она отправится в Европу.

Что хорошо, формат репродукций позволяет выставке легко и быстро перемещаться не только во времени, но и в пространстве: в свернутом виде экспозицию вполне по силам перевезти в поезде как ручную кладь – причем, сделать это может один-единственный пассажир. Над созданием этих необычных работ трудились триста российских, европейских и китайских художников.

Как отметили кураторы экспозиции, поскольку у нас ухудшаются отношения с Западом, они решили обратить свой взор на Восток. Но окончательно порывать с Западом нецелесообразно, поэтому и решили сделать объединяющий проект, в котором смогли принять участие художники трех совершенно разных цивилизаций – Китая, России и Европы.

Откликнувшиеся на призыв европейские авторы прислали на конкурс около двухсот работ, из которых комиссии предстояло отобрать ровно половину. Зато с китайскими живописцами ситуация обстояла с точностью до наоборот: россиянам пришлось согласиться со списком художников, одобренных и «спущенных» им правительством КНР. Что касается россиян, то предложение продемонстрировать наиболее актуальные тенденции в современном искусстве вызвало у них неподдельный интерес.

Замысел необычного проекта состоял в том, чтобы показать зрителям различия в восприятии любого социального или природного явления представителями разных культур. Специально для этого работы расположились на выставочных площадях своеобразным трилистником, в строгой последовательности мастеров в зависимости от их национального признака.

Практика показала, что и русские, и китайцы, и европейцы имеют общие взгляды на многие вещи. У китайцев абсолютно европейская пластика. Как особенно подчеркивают организаторы, выставка настолько демократична, что рассчитана на аудиторию с маркировкой «ноль плюс». Другое дело, что далеко не все детали действительности, увиденной глазами творческих людей, будут доступны пониманию ребенка. Ведь философское содержание той или иной темы не менее важно, чем зрительные образы, выплеснутые художником на холст. Впрочем, многие экспонаты способны шокировать публику и без всяких элементов эротики. Например, не каждому будет под силу разглядеть безобидную игрушку в зловещем изображении головы в противогазе или проникнуться процессом медитации, в который погружена напоминающая египетскую статую фигура на фотоработе Александра Дроздина.