Трансграничные криптовалюты: российская специфика

В последнее время все чаще говорят о т.н. криптовалюте – цифровых деньгах, с помощью которых возможно полностью уйти из под контроля государства. Расчеты криптовалютой производятся только между контрагентами, минуя банки, налоговые органы, проверяющие структуры и посредников.

Уже сегодня криптовалюта используется в тайных сделках между наркоторговцами, продавцами оружия. Теперь на этот механизм сокрытия капиталов обратили внимание российские чиновники.

Любая криптовалюта (биткоин, эфириум, риппл и прочие) работает через блокчейн – процессинговые центры, которые позволяют физическим и юридическим лицам осуществлять сделки вне контроля властей. Примечательно, что в Китае, США и РФ власти борются с создателями блокчейнов и участниками подобных сделок.

В первых двух странах этой проблемой озаботились в связи с появившейся возможностью не поднадзорного вывоза капиталов. Никто не мешает пойти на биржу, положить живые деньги и обменять их на те же биткоины, а затем перевести их в иную юрисдикцию и снова конвертировать в доллары или юани. Этим механизмом пользуются субъекты и группы, желающие легализовать финансовые ресурсы, а также крупные неплательщики налогов и коррупционеры, незадекларировавшие доходы и пожелавшие вывести деньги в другие государства, или оффшоры.

Уже не секрет, что российские чиновники начали усиленно переводить наворованные капиталы в криптовалюту. Цель одна – скрыть и сохранить богатства, в том числе от возможных конфискаций Запада. Криптовалюты обслуживают майнинги – производственно-вычислительные центры. Больше всего таких мощностей расположено в Китае, остальные в США и даже Грузии.

При этом власти Китая активно борются с владельцами подобных майнингов, криптовюлютными обменниками и биржами. Они не имеют государственных лицензий, никто толком не понимает происхождения оборотных денег, госорганы элементарно не контролируют финансовые потоки в цифровых транзакциях, которые без труда преодолевают разные юрисдикции. Поэтому китайские власти массово закрывают свои криптобиржи.

В России совсем другие причины неприятия рынка криптовалют. Все банально – мимо властей протекают огромные деньги, измеряемые миллиардами долларов. Причем их львиная доля принадлежит вороватым чиновникам. У нас отсутствуют правовые нормы регулирования этой деятельности, спецслужбы сильно напрягаются, ибо не в состоянии наложить контроль на криптовалютную сферу. В этом отношении понятно желание бизнеса и бюрократии узаконить этот рынок как попытку спрятать капиталы не только от своих элит, но и от Запада, ведь и там есть угроза конфискации активов.

Даже если в России легализуют цифровые деньги, то покупать криптовалюту и открывать криптокошельки можно будет только через московскую межбанковскую биржу. С полной регистрацией своих данных и раскрытием персональной информации. Кроме того, допуск скорее всего разрешат только профессиональным участникам с лицензиями и большими капиталами, а все майнинговое оборудование войдет в единый реестр.

С другой стороны, в целом ряде стран инфраструктура криптовалют узаконивается, становится прозрачной, с нее уплачиваются налоги. Наибольший прогресс в этом достигли Япония, Австралия, Швейцария, Сингапур – в них быстро легализуют эту деятельность, вводят минимальные налоги и делают открытой для всех участников рынка.