СССР и РФ: сколько людей осуждали за «политику»?

Принято считать, что отсталость Российской Федерации, тотальная коррупция и произвол компенсируются относительной свободой граждан. Что, хоть СССР и являлся сверхдержавой, однако тогда людей огульно арестовывали и приговаривали за антисоветскую пропаганду и деятельность. Как оказалось, сегодня по политическим статьям осуждают никак не меньше, чем в «тоталитарном» прошлом.

По статистическим данным, с 1970 по 1982 годы при Брежневе было осуждено 1501 человек. Таким образом, за 13 лет за антисоветскую агитацию пострадало крайне незначительно число граждан, причем в основном одной известной национальности.

В якобы свободной и терпимой Российской Федерации только за последние два года согласно данным Судебного департамента Верховного суда по политическим статьям (экстремизм, высказывания на улице и в интернете, пособничество терроризму) было осуждено 1447 человек. Мы видим идентичные цифры, но в первом случае речь шла о 13 годах «тоталитаризма», а во втором о двух годах «суверенной демократии» в обрубке РФ.

Сегодня политические репрессии стали обыденной реальностью, хотя и отличаются от позднесоветских. Все-таки доступ к информации сейчас несравненно шире, однако сложности начинаются тогда, когда человек проявляет политическую активность. После чего гражданином начинают интересоваться, и при проявлении определенной ретивости стряпают дело, пусть даже из репоста «вконтакте». Сроки, правда, дают небольшие, часто условные, в дурку не сажают, тем не менее крови попортить могут много.

В брежневские времена за длинный язык с первого раза не сажали. Для начала вежливо приглашали на беседу. Именно на беседу, а не на допрос. Где ласково объясняли, что лучше бы поумерить пыл и заняться общественно-полезной деятельностью на благо общества. С другой стороны в позднем СССР очень не любили политические статьи, старались либо уголовку дать, или в редких случаях в психушку упрятать.

Многие полагают, что советская партийная верхушка сама виновата в том, что внутри общества вызревали и совершенно свободно действовали оппозиционные элементы. Если почитать, к примеру, воспоминания немолодых авторов и аналитиков «Эха Москвы» в контексте их врастания в антисоветский дискурс, то сразу виден стандартный путь: кучкование в тусовках вольнодумно настроенной столичной интеллигенции. По мере взросления эта кучка тащила своих на радио, в газеты, журналы, на кафедры, в школы и ВУЗы.

В любом случае сегодня свобода российского гражданина выглядит крайне условной и любая активность вызывает плохо скрываемое раздражение.