Индейская коллекция Игоря Гурова приехала в Санкт-Петербург

В Сенкт-Петербург нагрянули индейцы. Причем столь массово, что расселять их пришлось сразу в нескольких залах ряда музеев. Посередине одного из них гости разбили свое традиционное жилище типи, а по стенам развесили пышные головные уборы из перьев, стрелы, маски, статуэтки, украшения и прочие этнические атрибуты, способные немало шокировать неподготовленного посетителя выставки.

К представленным экспонатам – а их на выставке около двухсот – лучше всего привыкать постепенно. Благо, возможности экспозиции это позволяют, ведь она наполовину интерактивная и любой желающий может попробовать себя в роли вождя краснокожих.

Такое редкое развлечение предложил краснодарский художник Игорь Гуров, масштабная коллекция которого уже давно путешествует по городам России. Всерьез интересоваться культурой и бытом индейских племен Игорь начал тридцать лет назад. Как это обычно бывает, повальное увлечение и едва ли не дело всей его жизни родилось из простого подарка – привезенного кем-то из знакомых в качестве трофея из Северной Америки головного убора. Он оказался у Гурова, когда тот еще был подростком, и впоследствии стал основой его будущей коллекции.

Желание узнать как можно больше об издавна овеянных ореолом романтики индейцах подстегнуло Гурова на личном примере убедиться в том, что представляет собой жизнь в резервациях племен черноногих, лакота, нискуалли и некоторых других, где он был радушно принят, принимал участие в обрядовых действах и даже сумел завязать знакомства с местными художниками.

В основном он жил в племени южных черноногих в штате Монтана в семьях с традиционными религиозными верованиями. Среди людей, которые могут говорить на своем языке и сохраняют старинные обрядовые вещи. По сути, они проводят ритуалы на ежедневной основе. Ведь даже известная нам трубка мира – это элемент повседневной традиционной культуры. Просто у индейцев так принято, что, когда человек рождается или умирает, оканчивает школу или уходит в армию, проводится ритуал.

Как признается с улыбкой Гуров, индейцы оказались потрясающе открытыми и на удивление доброжелательными людьми.

– Над тобой постоянно шутят, – смеется он. – Если этого не происходит, то подозрительно: значит, с тобой что-нибудь не так. Надо мной подсмеивались всегда, но беззлобно. А один раз мне довелось побывать на семейной встрече, где собралось порядка ста человек. Оказалось, что все эти люди состоят в родственных связях между собой. И на встречу приехали далеко не все из них. Просто в индейских семьях очень много детей.

Большая часть уникальной индейской коллекции не «гастролирует» по городам и весям, а находится у художника дома. Сам он с удовольствием занимается реставрацией предметов старины и индейских художественных ремесел.

Изучать музейные диковинки можно долго и с упоением. Кажется, что от внимания коллекционера не укрылось ничего, ведь ему удалось соединить в едином пространстве такие абсолютно разные вещи, как конская упряжь и детская люлька, костюм воина из племени лакота со специальной скальповой рубахой, называемой так за счет украшающей ее волосяной бахромы, и нарядное ожерелье из медвежьих костей. Также в витринах много ножей, томагавков и боевых палиц, которые соседствуют с ковбойскими револьверами, мексиканскими шляпами и лассо.

Фото: https://felicina.ru