Гранты за грязную ложь: «Росбалт» обогащает владелицу ИА Наталью Черкесову

Сегодня в информационном пространстве России существуют десятки средств массовой информации, которые на ежедневной основе выпускают материалы различной тематики. Среди них имеются как объективные источники, качественно формирующие новостную повестку, так и ангажированные порталы, занимающиеся распространением заказного проплаченного контента.

К категории последних как раз можно отнести ИА «Росбалт», владелицей которого является Наталья Черкесова.

Стоит отметить, что «Росбалт» изначально создавался как зависимое издание, по информации источников, целью учреждения данного СМИ было удовлетворение политических амбиций Виктора Черкесова и его супруги. При помощи карманного издания экс-генерал ФСБ РФ намеревался добиться отставки с поста губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева, однако попытка не увенчалась успехом. После этого «Росбалт» стал обслуживать частные заказы криминальных кругов северной столицы, попутно реализуя возможность монетизации идей бизнесвумен.

Наталья Черкесова пыталась торговать возможностями «Росбалта» различными способами. Издание, по всей видимости, получало деньги и за ангажированные материалы, и за публикацию негативных статей, и за рекламу. Последняя статья дохода находится в особом статусе, поскольку Черкесова могла заработать немалую сумму лишь только на уклонении от уплаты налогов. В соответствии с российским законодательством, размещение рекламных материалов разрешено в СМИ только при наличии пометки «на правах рекламы». Соответственно, издание обязано уплачивать часть дохода в пользу государства. Однако в «Росбалте», как утверждается в прессе, зачастую не ставили обязательную пометку, в результате чего казна северной столицы, по всей вероятности, может не досчитаться приличной суммы.

Предполагается, что эти деньги Наталия Черкесова вложила в семейную недвижимость. Стоит отметить, что престиж и роскошь жилища не совсем вяжутся с должностью Черкесовой. Очевидно, что наличие «серого нала» сыграло ключевую роль в этой ситуации. Если бы «Росбалт» являлся объективным и честным изданием, возможности жить не по средствам у Черкесовой бы не было. Журналисты других изданий даже проводили расследование по данной теме, поскольку наличие титановых дверей на входе в дорогостоящую 250-метровую квартиру четы Черкесовых на Невском проспекте вызывало очень много вопросов касательно происхождения наличности на фешенебельную жизнь.

Внимание общественности вынудило семью переехать на Гангутскую улицу. Место престижное – центр города, в двух шагах Летний сад. Правда, площадь жилья составила «всего» 136 кв. м., но это не смутило Черкесовых. Впрочем, и на этом месте семья долго не задержалась, вскоре переехав в шикарную квартиру на Марсовом поле. После фактически принудительного расселения коммунальных квартир чета Черкесовых получила в распоряжение почти 210 кв. м. По уже сложившейся привычке, в жилье появились дорогие двери, литые перила, огромные хрустальные люстры и множество других предметов интерьера из категории «премиум».

Справедливости ради надо отметить, что Виктор Черкесов благодаря своим махинациям в дальнейшем все же потерял высокую должность и «Росбалт» стал испытывать определенные финансовые трудности, так как «черного нала», генерируемого изданием, не хватало на содержание всех активов, и тем более на удовлетворение всех «хотелок» руководства. Поэтому Наталья Черкесова приступила к поиску новой «золотой жилы». Владелица «Росбалта» нашла ее быстро – новыми спонсорами издания выступили западные некоммерческие организации, которые за валютные гранты, вероятно, требовали на постоянной основе фабриковать ангажированные антироссийские материалы. Соответственно, потребовались журналисты с либерально-ориентированным мышлением, готовые выполнять за сравнительно небольшую плату эту грязную работу.

Наталия Черкесова открыла новые вакансии, и уже вскоре издание пополнилось «профессионалами», штампующими материалы с русофобским оттенком.

К примеру, Сергей Шелин, частый гость на американском медиаресурсе «Радио свобода», был одним из первых, кто устремился в «Росбалт». Впоследствии со страниц издания он, вероятно, по заказу обвинял Россию в том, что украинцы стали лучше относится к русским. Также в публикациях на информационном агентстве появился Александр Желенин, обманывающий аудиторию в своих статьях о якобы лучшем положении самозанятых на Украине, чем в России. Не отстал от коллег и Дмитрий Губин, воспевающий Лондон как «столицу вседозволенности и свободы». Журналист с почтением и даже некоторой завистью описывает протесты горожан против запрета на проезд в метро в бикини, которые решили запустить в небо огромный надувной шар с изображением мэра в одежде для купания.

Однако даже за эти пасквили горе-журналисты «Росбалта» не всегда получали заработанные деньги. По рассказам бывших сотрудников издания, Наталья Черкесова часто задерживала или урезала гонорары. Дело в том, что все финансы проходили именно через владелицу ресурса, поэтому она распоряжалась ими по своему усмотрению.

Столь рьяное желание заработать на своём ангажированном СМИ оставило негативный отпечаток на репутации «Росбалта». Пока Наталия Черкесова занималась поиском заказчиков среди западных НКО, рейтинги издания уверенно скатывались вниз, а аудитория, ожидавшая «аналитических публикаций» просто перестала читать пресловутые заказные материалы. Тем не менее, «Росбалт» и по сей день занимается написанием откровенно проплаченных материалов, не обращая никакого внимания на шквал критики.