Жесткая посадка: «золотыми парашютами» Веры Лагутенковой займутся правоохранители

По просьбе Министерства культуры правоохранительные органы проверят и.о. гендиректора Государственного музейно-выставочного центра (РОСИЗО) Ирину Лагутенкову, выписавшую себе и другим сотрудникам центра «баснословные премии», заявил глава департамента музеев Минкульта Владислав Кононов. Также г-н Кононов сообщил, что в кратчайшие сроки будет решен вопрос о соответствии г-жи Лагутенковой занимаемой должности.

В ходе проверки подтвердились появившиеся в СМИ сведения о миллионных премиях, выписанных сотрудникам РОСИЗО, подведомственного Минкультуры, рассказал Кононов. «Действительно, премии на сумму более 15 млн рублей были выплачены нескольким сотрудникам учреждения, — приводит Newsru.com его слова (https://www.newsru.com/russia/30nov2018/rosizo.html). — Так, исполняющая обязанности директора учреждения за ноябрь сама себе начислила 3,5 млн рублей «премиальных».

Ранее радиостанция «Говорит Москва» передала (https://govoritmoskva.ru/news/181384/), что Лагутенкова получила 3 млн 734 тысяч 340 рублей, в том числе 2 млн руб. премии за 9 месяцев работы, а еще несколько сотрудников РОСИЗО — премии от 3,4 до 6,8 млн рублей.

«Ситуация, когда исполняющий обязанности (!) руководителя учреждения росчерком своего же пера получает необоснованно большие премии, служит серьезным основанием для принятия самых жестких, но адекватных сложившейся ситуации мер», — подчеркнул Владислав Кононов.

По его словам, внебюджетные доходы РОСИЗО за девять месяцев составили 51,3 млн рублей, что «в целом меньше, чем в прошлом году», но при этом «никаких выдающихся достижений в работе учреждения по привлечению внебюджетных доходов нет».

«Более того, в департамент музеев постоянно поступают заявки на дополнительное финансирование по текущим вопросам деятельности», — отметил директор этого департамента.

Кононов уточнил, что Минкульт ежеквартально регулирует премии директорам учреждений по основным критериям деятельности учреждения, при этом максимальный размер — 300% месячного содержания. Также есть отдельные премии, которые выплачиваются руководителям по итогам года в случае существенного превышения плановых показателей по внебюджетным доходам.

«В данном случае возникла коллизия, поскольку исполняющая обязанности директора, которая выписывала себе премии, не была руководителем, а исполняла обязанности, — отметил чиновник Минкультуры. — По сути, не имея формального запрета на распределение денежных средств и поощрений, она воспользовалась этой коллизией».

Другая сторона ситуации носит этический характер, добавил чиновник. «Трудовой коллектив, особенно в учреждениях культуры — это одна большая семья, а в данном случае происходит деление на своих, «прикормленных», и всех остальных, то есть чужих для администрации учреждения», — указал он.

«Особый драматизм ситуации заключается в том, что на 6 декабря была назначена защита Лагутенковой концепции развития РОСИЗО в Минкультуры России, — отметил Кононов. — Полагаю, что, исходя из таких действий, из-за потери доверия, ни о какой защите концепции не может быть и речи. В кратчайшие сроки мы подготовим свои предложения, в том числе кадровые».

Кроме того, у Минкульта «вызывает серьезные вопросы ситуация с увольнениями сотрудников, получивших огромные выплаты», добавил директор департамента музеев. По его словам, заключенные соглашения с «золотыми парашютами» дают министерству все основания для передачи документов в правоохранительные органы для последующей правовой оценки.

Данная ситуация должна «послужить очень серьезным уроком» другим руководителям подведомственных Минкульту учреждений «в части главных целей и задач, ради которых люди приходят на руководящие должности», отметил Кононов и перечислил эти цели: «Это реализация государственной политики в сфере культуры, развитие отрасли, развитие учреждения…»

«Если мы увидим, что руководители начинают заботиться только о себе и своем ближайшем окружении, будем действовать максимально жестко в рамках имеющихся полномочий», — пообещал представитель Минкульта.

Деятели культуры возмущены ситуацией с выпиской миллионных премий в РОСИЗО

Директор Музея современной истории России Ирина Великанова «очень удивлена» ситуацией с миллионными премиями. «Для меня это, мягко говоря, удивительно <…> Очень не люблю давать оценку деятельности своих коллег, это не очень принято, но это просто вопиющая история, — сказала она, отметив, что в подведомственных Минкультуры учреждениях все выплаты премий руководству согласуются с ведомством. — Так что тут было прямое нарушение регламента».

«Действия руководителей учреждений культуры строго регламентированы, невозможно награждать самих себя даже за потрясающие результаты труда, это может сделать только Минкультуры, — пояснила директор музея. — Также здесь есть и морально-этическая сторона вопроса. Мне кажется неправильным начислять самому себе такие огромные премии по собственному разумению. Мы все, наоборот, пытаемся сделать так, чтобы наши сотрудники чувствовали себя достойно, и гордимся, если между зарплатами руководителя и среднего сотрудника нет большой разницы».

Великанова добавила, что в Музее современной истории России средняя зарплата сотрудников — 68 тыс. рублей. «Как правило, средства из внебюджета тратятся именно на повышение зарплат сотрудникам, в частности, хранителям, экскурсоводам, — уточнила она. — В этом году мы заработаем 42 млн рублей за оказание платных услуг, около 30% потратим на повышение заработной платы сотрудников, и к этому стремятся все руководители учреждений культуры».

Заместитель директора по выставочной деятельности РОСИЗО Анна Пахомова в беседе с ТАСС (https://tass.ru/kultura/5864098) назвала подобный случай беспрецедентным. «Я более 20 лет работаю в учреждениях культуры и про такое не слышала никогда», — отметила она.

«По итогам года обычно начисляются премии, но они назначаются всему коллективу, а не четырем персонажам, упомянутым в прессе. Ни координаторам проектов, ни хранителям, ни реставраторам, ни окантовочной мастерской, ни юридическому отделу — никому из этих людей, которые работали над выставочными проектами, премий не выплатили, насколько мне известно», — рассказала Пахомова.

Директор музея-усадьбы «Остафьево» — «Русский Парнас» Юрий Евтюхин также не одобрил действия руководства РОСИЗО. По его словам, руководители таких структур должны согласовывать начисление премий с учредителем — Министерством культуры РФ.

«Также в некоторых СМИ есть информация, что коллеги начислили себе премию по итогам года, — заметил Евтюхин. — Но год-то еще не закончился. Премии руководителям подведомственных учреждений начисляют где-то в феврале — когда сдана вся отчетность и действительно подведены итоги года».

Первый заместитель директора Центрального музея Великой Отечественной войны Татьяна Белякова также отметила, что в первую очередь для нее в этой истории имеет значения вопрос этики и морали.

«Люди сами выписывали себе эти премии без какого-либо согласования и фактически присвоили себе результаты коллективного труда, потому что эти деньги предназначались для премирования всего коллектива <…> Насколько мне известно, все документы по этому делу будут переданы в правоохранительные органы, и мы надеемся, что они проведут все необходимые проверки и дадут правовую оценку всему происходящему», — заключила она.

О РОСИЗО

РОСИЗО — многопрофильная организация, занимающаяся разработкой и реализацией выставочных проектов в партнерстве с ведущими мировыми музеями и культурными институциями. Фонд РОСИЗО насчитывает более 45тыс. единиц хранения.

РОСИЗО осуществляет все музейные функции — от хранения, изучения, реставрации и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций до культурно- просветительских программ и создания выставочных концепций, которые разрабатываются и реализуются в партнерстве с ведущими мировыми музейными и культурными учреждениями. Одна из главных задач РОСИЗО — популяризация художественного наследия России и новейшего российского искусства.