«Дело одной буквы» грозит репутации СК Республики Беларусь

Оскорбление гражданина Республики Беларусь, незнание правил белорусской и русской орфографии и одна буква могут обойтись Следственному комитету Республики Беларусь крупным штрафом – около 100 тысяч долларов США.

Преследуемый белорусскими властями по политическим мотивам председатель латвийского общественного объединения “Младабеларусь” Александр Михайлов, живущий в Риге, оспаривает корректность ответов Центрального аппарата Следственного комитета Республики Беларусь в рамках официальной переписки по уголовному делу. По его мнению, заместитель начальника управления Главного следственного комитета Центрального аппарата Следственного комитета (далее – СК) обращается к нему многократно в оскорбительной и неприемлемой форме, демонстрируя неуважение и стремясь унизить.

Суть претензии общественного активиста состоит в том, что СК обращается к нему на “вы” с маленькой буквы по нескольку раз в одном письме. Согласно официально утвержденным Правилам белорусского орфографии и пунктуации, в официальной переписке (официальные документы, послания, личные письма) личное местоимение “Вы” (и производные от него) применяются как форма вежливого обращения к одному лицу, и должны писаться с большой буквы. С маленькой буквы местоимение “Вы” и производные от него пишутся только при обращении к нескольким лицам.

Александр Михайлов рассматривает такое отношение к себе как оскорбление чести и достоинства, что является основанием для компенсации морального вреда. Михайлов указываетв своем иске к Следственному комитету РБ: “Оскорбительного обращение к Истцу должностного лица Центрального аппарата Следственного комитета способствовало возникновению нравственных страданий, которые проявляются в ощущениях страха, стыда и оскорбления”. Как ни прискорбно констатировать, подобное отношение допускается лицами Следственного комитета — государственного органа, элитного следственного подразделения Республики Беларусь.

Михайлов обратился с просьбой о предоставлении лингвистического заключения в Академию Наук Беларуси (Институт Якуба Коласа), а также в Международную Федерацию Независимых Экспертов. В заключении экспертов было прямо указано, что, что обращение к адресату на “Вы” с большой буквы “не является формой эпистолярного этикета — оно закреплено в законодательстве Беларуси”. И поэтому “многократное нарушение правила орфографии, изложенного в Законе Республики Беларусь от 23.07.2008 имеет демонстративно оскорбительный характер и явно имеет целью унижение личности получателя письма”.

Получив такое заключение истец предъявил в Следственный Комитет Беларуси требование не только об извинении за оскорблении, но и об исправлении всех ошибок (от 10 до 25 на страницу текста) в предыдущих письмах. Размер причиненного морального вреда Александр Михайлов оценил первоначально в 160 482 белорусских рубля.

С одной стороны, ситуация в чем-то комичная — из-за одной буквы требовать моральной компенсации такой крупной суммы. В Беларуси все привыкли к зачастую оскорбительному отношению чиновников к гражданам и не обращают внимания на такие “мелочи”. Более того, в интернете буквально каждую неделю появляются ролики о том, как президент Лукашенко беспардонно ругает чиновников, включая женщин (в Беларуси принят ритуал вставания перед генералиссимусом), называя их на “ты”. Обращение монарха на “ты” к известным, уважаемым, старшим людям стало нормой. Среди удостоившихся такого обращения – Василь Быков, Эдуард Малофеев, Спартак Миронович и многие другие. Есть основания считать, что на “ты” пытался обращаться к Лукашенко и к Жоресу Алфёрову.

Но штука в том, что Александр Михайлов живет в Риге, для него уважение в официальной переписке – принципиальная позиция и требование, которое он готов отстаивать как в белорусских судах, так и в международных инстанциях. Латвия правовое государство, латвийская судебная система независима от следственных, правоохранительных органов, прокуратуры. Рига – культурная и литературная столица Балтии. В подобных случаях латвийские суды проводят по фактам оскорбительного отношения к гражданам тщательные разбирательства по существу и занимают объективную и беспристрастную позицию.

О телефонном праве, которым нередко злоупотребляют в Беларуси, в Латвии вообще давно уже забыли – в случае необъективного отношения в местном суде любой гражданин может обратиться в ЕСПЧ, Европейский суд справедливости, другие инстанции и – в случае выигрыша в европейской судебной инстанции – он получит справедливую компенсацию. Государственной казне, со своей стороны, придётся ещё раскошелиться и на всяческие судебные издержки.

Судебный процесс по иску А. Михайлова прошёл в начале февраля 2019 года и закончился скандалом. Заместитель председателя суда Партизанского района города Минска Кочик, получив от адвоката Сергея Зикрацкого требование о том, чтобы вести судебное заседание на белорусском языке, а также заявление истца, что если перед началом судебного заседания Следственный комитет не принесёт официальные извинения, сумма иска будет увеличена, отказался допустить к процессу второго адвоката Михайлова — Виталия Брагинца, угрожал первому адвокату, что лишит его адвокатской лицензии. Полностью нарушив регламент судебного заседания, Кочик спрятал и не предъявил адвокату объяснения ответчика, отказался рассматривать два ходатайства об отводе судьи и в течение пяти минут завершил судебные слушания, объявив, что оснований принять иск не существует.

После получения мотивировочной части решения суда Партизанского района Александр Михайлов и его представитель подали жалобу на решение суда первой инстанции в Минский городской суд. Особенностью заседания в Минском городском суде станет то, что к нему истец представит дополнительные документальные подтверждения о том, что данный вид обращения является именно оскорблением, причём в данном случае заключения будут предоставлять ведущие российские институты (Институт русского языка имени Виноградова, а также филологический факультет Санкт-Петербургского университета).

При этом Михайлов сообщает, проигнорированное судьей Кочиком завяление об увеличении суммы исковых требований до 200.000 рублей будет заявлено в суде второй инстанции.

По мнению Сергея Зикрацкого, при полном отсутствии каких-либо документальных доводов, экспертных оценок третьих организаций, со стороны Следственного комитета, а также при том, что Минский городской суд в меньшей степени подвержен эмоциональным решениям, сложно предположить, что процесс в суде второй инстанции останется незамеченным, а заключения Академии наук Беларуси и Международной федерации экспертов вновь спрячут под столом.

“Каким бы необычным этот иск не был, но законодательство предусматривает компенсацию морального вреда. И в данном случае теоретически абсолютно возможен выигрыш”, — полагает адвокат Сергей Зикрацкий. Кстати, сам Михайлов является старовером, этническим русским, является потомком известных старообрядческих иконописцев, в совершенстве владеет как белорусским, так и русским языком.

Поэтому, можно смело предполагать, что о “деле одной буквы” мы еще услышим.