Как при Петре I оказывали "почести" чиновникам

В приходо-расходной книге Соловецкого монастыря за 1704 год читаем: «Июля в 4 день по указу великого государя и по воеводской памяти [инструкции] приезжал в курьерскую службу новокрещеный Петр Васильев сын Сартанов для переписи бань [для последующего взимания банной пошлины]. Несено ему в почесть для того, которая баня была построена в службы для нужды слугам, чтоб тое баню в опись не записал, денег рубль; голова сахара весом три фунта [около 1,2 кг], дано [заплачено за сахар] двадцать пять алтын [75 коп.]; да сафьян монастырского дела, цена восемь алтын две денги [25 коп.]. И он милосердовал, тое бани не записал. Дано подьячему, который у того дела был с ним, десять алтын [30 коп.]». (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 950. Л. 11об)

 
Соловецкие приходо-расходные книги за 1701–1707 годы (и, надо полагать, за более ранний и более поздний периоды) полны записей, кому чего «несено в почесть»: губернаторам, воеводам, провиантмейстерам, дьякам, стряпчим и т. д. Типичный набор: «пирог пшанишной»; 10–20 фунтов [~ 4–8 кг] рыбы, обычно семги, реже сига; деньги обычно в пределах рубля; иногда, по особым случаям, туша или грудина говядины или баранины. Когда несли «ответственным лицам», не забывали из рядовых исполнителей: подьячим и солдатам доставалось обычно копеек по 5–10.

 
Для сравнения, в сентябре 1704 года монастырь нанял четверых плотников починить крыши амбаров и сделать окна и двери для новых келий. За шесть дней работы они получили 30 копеек на всех (там же, л. 15об).
Несли не только тем, кто принимал решения или участвовал в их исполнении, но и тем, кто мог замолвить словечко, что-то подсказать, напомнить о прошении и т. п.

 
В 1702 году, когда ожидали нашествия шведов на Архангельск, монастырь подал челобитную воеводе, чтобы тот выделил ему пороха, и подкрепил ее множеством «подносов». А когда челобитную удовлетворили, отнес дополнительную «почесть» чиновнику, ответственному за распределение пороха, «чтоб дал хорошего».


«Почести» — если не бОльшая, то очень значительная и самая регулярная статья монастырских расходов. Это и было пресловутое «кормление» чиновников «от дел»: при всяком общении с властью (неважно, по чьей инициативе) человек должен был что-то дать носителю этой власти. Государство не могло себе позволить полностью обеспечивать своих бюрократов: денег в казне было слишком мало, и даже те небольшие жалованья, которые были положены, выплачивались крайне нерегулярно. Без «подносов» чиновники просто померли бы с голоду.


Но был у этой практики и еще один аспект. Бюрократизм — это формальные, обезличенные отношения. Теоретики от Макса Вебера до Дугласа Норта и Дарона Аджемоглу с Джеймсом Робинсоном полагают, что Запад так расцвел в Новое время именно благодаря тому, что как властные, так и рыночные отношения обезличились и формализовались: в коммерческом договоре и во взаимодействии человека с государством сама связь стала важнее, чем субъекты, между которыми она установлена. Но людям так неуютно, им хочется тепла. «Почести» были способом установить личные отношения. Поэтому очень важно было нести воеводе «подносы» не только когда от него что-то надо, но и, например, кулич на Пасху или баранью тушу на Рождество. Чтоб, как писали в приходо-расходных книгах, «мудрость свою явил и оборону дал от всяких служивых людей, чтоб не обидел судами».

 

Источник: t.me/piastras

Время публикации: 
воскресенье, Марта 10, 2019 - 13:00
Buy cryptocurrency instantly and profitably · Suex Exchange
Loading...