Реальная история колеи железной дороги

Европейская история строительства железных дорог начинается еще с Древнего Рима. В то время колесницы очень разнились в размерах, однако дорожные колеи были одинаковы для всех, что в свою очередь обычно приводило к поломке колес. Чтобы свести подобные случаи к минимуму, в римском правительстве разработали пакт определенных требований при производстве колесниц - все повозки должны были иметь одинаковое расстояние между правыми и левыми колесами - 1435 мм.

Позже этот стандарт перекочевал и в другие европейские страны. В дальнейшем, при строительстве первой железной дороги в Англии 19-го века использовался именно этот стандарт, который также использовался и в США, поскольку строительством дорог для поездов на ее территории занимались английские мигранты. Позже многие изобретатели скажут, что лучше бы колею сделали пошире.

В России же использовались несколько иные стандарты. 

Известен анекдот, что, когда инженеры спросили Императора Николая I - делать колею дорог как в Европе, или шире? - самодержец ответил: "На х... шире?!" Вопрос приняли за утверждение. После чего технологи скрупулезно вычислили размер полового органа среднего россияна, и на эту длину "раздвинули" колею железных дорог в Российской Империи.

На самом же деле изначально было решено сделать несколько более широкую колею, нежели в странах Европы, так как это экономически выгоднее для внутренних перевозок. Поэтому в середине 19-го века использовался норматив в 1524 мм. Позже, во второй половине 20-го века железные дороги СССР были переведены на колею в 1520 мм для облегчения постройки. Такая широкая дорога позволила увеличить нагрузку на поездах, однако сильно навредила торговле между странами. Поезда были приспособлены для разных дорог и не могли пересечь границы, без смены колесных пар.

Время публикации: 
понедельник, Апреля 15, 2019 - 12:30

AnaRender поможет в быстром просчёте Вашего видео. Вы сможете продолжить свою творческую работу, переключив ресурсоёмкие операции на наши сервера

Loading...