Аудит вежливости? Алексея Кудрина отправили с проверкой в Центробанк

По поручению Госдумы аудиторы Счетной палаты России проверят деятельность мегарегулятора за период 2016-2018 гг. С одной стороны, это формальная процедура, через которую Центробанк должен проходить каждые два года. С другой – при проводимой ЦБ политике у Эльвиры Набиуллиной наверняка хватает недоброжелателей, и не только среди банкиров.

«Предлагается поручить Счетной палате РФ осуществить в период с июня по ноябрь 2019 года проверку финансово-хозяйственной деятельности ЦБ за 2016–2018 годы в части формирования и использования фондов, создаваемых из прибыли ЦБ, а также исполнения сметы расходов, его структурных подразделений», – говорится в документе. Также рекомендовано проверить исполнение сметы расходов ведомства Набиуллиной, его структурных подразделений и учреждений.

«О результатах указанной проверки Счетная палата должна будет проинформировать Госдуму», – уточнила зампредседателя думского комитета по контролю и регламенту Ирина Марьяш.

С инициативой провести такую проверку выступил Национальный финансовый совет. Соответствующее обращение за подписью председателя финсовета, министра финансов Антона Силуанова поступило в Госдуму 1 апреля.

Как отмечает «Независимая газета», НФС на сегодняшний день состоит не только из представителей Минфина. Туда входят главы Центробанка и Минэкономразвития Эльвира Набиуллина и Максим Орешкин, помощник президента Андрей Белоусов, советник президента Сергей Глазьев, а также ряд представителей комитетов Госдумы и Совфеда.

«Сейчас сложно сказать, ограничится ли проверка объявленными темами из формального обоснования или в ходе проверки будет выявлено нечто большее», – рассуждает аналитик компании «Финам» Алексей Коренев.

«Центробанк нередко конфликтует и с Минфином, и с Минэкономразвития по совершенно разным тематикам. В ЦБ, например, не так давно высказывали удивление резкой сменой методик расчета, используемых Росстатом, находящимся в ведении МЭР. Но, думается, истинные причины не в этом», – предполагает аналитик.

Проверка может быть инициирована и кем-то повыше, поскольку НФС, от которого происходит инициатива, – это коллегиальный орган ЦБ, в составе которого есть помощник и советник президента, замечает управляющий партнер компании «2К» Тамара Касьянова. Текущая же проверка, по мнению эксперта, скорее всего рутинная.

Однако, напоминает она, еще год назад Счетная палата просила новые полномочия в вопросах проверки Центробанка в связи с расширением его функций. И расширение таких полномочий может быть оправданно.

«С тех пор как ЦБ принял на себя функцию мегарегулятора, он объединил под своим началом очень широкий круг полномочий, касающихся регулирования и надзора над широким кругом субъектов финансового рынка», – напоминает доцент Российского экономического университета им. Плеханова Татьяна Белянчикова.

В прошлом году эти функции пополнились еще и вопросами санации проблемных банков – то, что раньше делало Агентство по страхованию вкладов, добавляет она.

«ЦБ является собственником или совладельцем крупнейших кредитных организаций, в то же время проводя надзор над их деятельностью. ЦБ оставляет себе 25% заработанной прибыли, являясь и участником финансового рынка, осуществляя операции от своего имени и надзирая за этим рынком. И при этом по законодательству – это независимая организация», – продолжает экономист, подчеркивая, что в таких условиях необходимо проводить внешние проверки.

Вполне возможно, что проверка деятельности регулятора имеет и более глубокие основания. По итогам 2017 года ведомство впервые с 1998 года получило убыток – 435,3 млрд руб. В дефолтном 1998 году убыток составил 27,8 млрд. Многие эксперты связывали убытки с проводимой ЦБ масштабной санацией банков.

Согласно закону «О Центральном банке РФ», после утверждения годовой финансовой отчетности Центробанком его советом директоров 75% фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов, перечисляется в федеральный бюджет. Оставшаяся прибыль ЦБ направляется советом директоров в резервы и фонды различного назначения.

Убыток же за 2017 год говорит о том, что российский бюджет не досчитался поступлений от регулятора.

Впрочем, Счетная палата не впервые будет проверять ведомство Эльвиры Набиуллиной. К примеру, подобная проверка проводилась государственными аудиторами в 2016 году. Инициирована проверка также была со стороны НФС.

Тогда в СП анализировали деятельность регулятора за 2013–2015 годы. В частности, проводилась проверка организации закупок, капитального строительства, управления имущественным комплексом, оплаты труда и т. д. Причем изначально ожидалось, что дается старт на расследование причин валютного кризиса 2014 года.

Однако и в СП, и в ЦБ отвергали такую вероятность, поясняя, что речь идет о стандартной проверке. Такого же мнения ведомства и относительно новой проверки.

«Это стандартная плановая проверка, которая проводится раз в три года», – говорят в пресс-службе Минфина. «Проверки финансово-хозяйственной деятельности Центробанка проходят на основании предложений НФС и в соответствии с решениями Госдумы», – сообщили изданию (http://www.ng.ru/economics/2019-04-18/1_7561_audit.html) в пресс-службе регулятора.

К слову, один из основных акцентов проверки 2016 года – оптимизация структуры и численности персонала ЦБ. Так, среднесписочная численность сотрудников регулятора сократилась почти на 10%, отмечали тогда аудиторы.

Тема оптимизации численности персонала Центробанка возникает постоянно. Так, в апреле этого года зампредседателя ЦБ Руслан Вестеровский сообщал, что пока что в ведомстве работает около 50 тыс. сотрудников, но до конца года их численность может быть снижена до 43,5 тыс. Для сравнения: на начало 2012 года она составляла почти 66 тыс. человек.

Примечательно, что численность работников ЦБ сокращается, а расходы на их содержание растут. Так, в том же 2012 году ведомство тратило на содержание своих работников около 90 млрд руб., в 2013-м – уже почти 96 млрд, а в 2017 году – 110,9 млрд.

Если в 2012 году среднемесячный доход одного служащего составлял 98,6 тыс. руб., то по итогам 2017 года он увеличился уже до 148,2 тыс.

Проверка может затронуть и разветвленную социальную инфраструктуру ЦБ, который сегодня похож на государство в государстве, далее пишет «Независимая газета». На балансе мегарегулятора еще недавно числилось 66 подразделений общественного питания, 80 лечебных подразделений (от медицинского центра до амбулаторий и здравпунктов), 20 гостиниц и общежитий, а также 22 оздоровительных учреждения: базы отдыха, пансионаты и санатории.

В целом в «подразделениях социально-бытового назначения» трудятся 13% всех сотрудников ведомства, следовало из годового отчета регулятора за 2017 год.

При этом в убыточном для себя 2017 году ЦБ потратил, в том числе и на материально-техническое обеспечение деятельности Центробанка, свыше 8 млрд руб. По сравнению с 2016 годом расходы увеличились на 6,8 млрд руб.

«Рост затрат связан с постановкой на баланс ЦБ имущественного комплекса в Москве. Кроме того, средства использованы на строительство (реконструкцию) служебных зданий и сооружений; создание инженерных, технологических систем и установок, обеспечивающих функционирование зданий и сооружений; приобретение инвентаря, оборудования и мебели для замены аналогичного имущества с истекшим сроком эксплуатации; приобретение транспортных средств», – перечисляли в ведомстве.

Обладает Центральный банк и собственным Социальным фондом. Этот фонд предназначен для обеспечения соцнужд работников ЦБ и в отдельных случаях – пенсионеров, состоящих на учете в Центробанке.

«Средства Социального фонда направляются в основном на единовременные выплаты, связанные с социальными нуждами работников ЦБ. Социальный фонд формируется за счет прибыли ЦБ, остающейся в распоряжении банка», – следовало из годового отчета ведомства. Общий объем фонда – свыше 3 млрд руб.      

Время публикации: 
пятница, Апреля 19, 2019 - 13:00
Buy cryptocurrency instantly and profitably · Suex Exchange
Loading...