Председатель Государственной Думы и Генеральная прокуратура на страже законности

Тёща депутата Госдумы Вячеслава Белоусова 77-летняя Маргарита Бутакова в очередной раз обратилась в средства массовой информации с благодарностью в адрес председателя парламента Вячеслава Володина и Генпрокуратуры за их принципиальную позицию по уголовному делу. Но о завершении дела говорить пока рано, а пенсионерка всё-таки может попасть за решётку.

Член нижней палаты Вадим Белоусов в декабре 2018 года был лишён депутатской неприкосновенности. Как считает следствие, Белоусов вместе с бывшим губернатором Челябинской области Михаилом Юревичем, который возглавлял регион с 2010 по 2014 годы, получили взяток на 3 млрд рублей за то, что определенные фирмы выиграли конкурс на ремонт и строительство дорог. Помимо них в деле фигурирует ещё помощник депутата Белоусова Андрей Чуркин. Маргарита Бутакова при этом считается посредником процесса передачи денег.

В предыдущем заявлении на имя спикера Володина пенсионерка Бутакова писала, что все четверо героев резонансного расследования стали жертвами клеветы. По ее убеждению, подлинными виновниками огромных хищений при заключении дорожных подрядов надо считать Алексея Башаева, Сергея Вильшенко и Константина Овчинникова. Кстати, все трое плотно связаны с бывшим губернатором Челябинской области (2014-2019) Борисом Дубровским. Что Дубровский действительно был в сговоре с некоторыми фирмами, весной этого года смогла доказать Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Собственно, это и стало причиной, почему в марте этого года Дубровский подал в отставку, хотя ранее говорил о желании вновь идти на выборы и баллотироваться на второй срок.

Региональное управление ФАС предписывает создание незаконных схем обогащения Михаилу Юревичу и при этом замечает, что эти схемы действовали и при Дубровском, только стали масштабнее в разы и выросли до небывалых размеров. За свою деятельность сотрудники антимонопольного ведомства неоднократно подвергались беспрецедентному давлению, в том числе со стороны челябинских силовиков. Например, в октябре 2018-го в помещении УФАС состоялся 9-часовой обыск. Позже руководитель УФАС Анна Козлова поведала журналистам, что правоохранители раскрыли план по ее дискредитации, который разработали дорожные подрядчики. Этот план был сорван только благодаря личному вмешательству главы ФАС Игорю Артемьеву.

Много вопросов вызвало и расследование в отношении пенсионерки Маргариты Бутаковой. В апреле 2019-го дело в отношении пенсионерки и ее так называемых сообщников уже готовились отправить в суд, но в ход следствия вмешалась Генпрокуратура. Следователи этого ведомства проверили собранные «доказательства» и не смогли подтвердить вину указанных в деле фигурантов. Но вместо того, чтобы закрыть дело, следователи с Урала продолжили раскручивать дело, что позволило держать пенсионерку в качестве подозреваемой.

Весь ход расследования вызывает у наблюдателей немало вопросов. В стране идет активная борьба с коррупцией, под уголовные статьи попадают даже очень высокопоставленные чиновники. Но вот дело, в котором фигурируют аж двое бывших глав Челябинской области, почему-то находится в работе бесконечно долго.

Широкую известность это следствие приобрело в середине 2014 года. Вначале под следствие попали руководители двух автодорожных компаний, работающих в регионе. Как считают следователи, подрядчик ООО «ТехноПарк», возглавляемое Алексеем Башаевым, передал взятку директору ОГБУ «Челябинскавтодор» Константину Овчинникову. Из дела против бывшего губернатора Михаила Юревича известно, что на дорожном строительстве были украдены и через фирмы-однодневки выводились в оффшоры миллиарды бюджетных рублей, при этом качество отремонтированных и построенных дорог вызывает очень много вопросов.

Главным выгодополучателем сложных и запутанных схем с подставными компаниями был контролировавший ЗАО «Южуралавтобан» бизнесмен Сергей Вильшенко. Следователям удалось восстановить всю цепочку движения средств и выяснить, что за границу Вильшенко смог вывести около 3 млрд рублей. Выводы следователей подтвердили и сотрудники налоговой инспекции, которые проверили деятельность «Южуралавтобан», «Пластовское ДРСУ», «Каслидоррестрой» и некоторых других фирм.

Чтобы не сесть на скамью подсудимых, Вильшенко, Овчинников и Башаев решили сделать «ход конём». Через своих адвокатов они убедили следствие, что 3 млрд рублей бюджетных средств не отправили за границу, а передали бывшему губернатору Михаилу Юревичу и тогда депутату челябинского областного законодательного собрания, а ныне депутату Госдумы Вячеславу Белоусову. То есть получилось, что вышеупомянутая троица помогла раскрыть коррупцию в высших эшелонах власти и послужила государству.

Удивительным образом следователи приняли к рассмотрению эту версию и вместо того, чтобы продолжить раскапывать деятельность «Южуралавтобана», начали искать факты взяточничества бывшего губернатора и депутата. При этом помощник народного избранника Андрей Чуркин и его престарелая теща Маргарита Бутакова были объявлены посредниками передачи колоссальных средств.

И тут возникает несколько вполне логичных вопросов. Во-первых, бывший глава региона Юревич давно находился в оперативной разработке, и правоохранители просто не могли не заметить, как он получает 3 млрд рублей взятки наличными. Но факта передачи такой крупной суммы нигде не зафиксировано. Во-вторых, сложно представить, чтобы старушка Бутакова могла бы разгрузить целый грузовик с наличностью, а 3 млрд даже крупными купюрами это именно грузовик.

Чтобы как-то защитить своё доброе имя, Маргарита Бутакова обратилась к председателю Госдумы Вячеславу Володина, который решил вмешаться в дело и попросил проверить собранные челябинскими следователями доказательства Генпрокуратуру. В апреле этого года прокуроры из столицы вернули следователям дело для дополнительного разбирательства и устранения допущенных нарушений. Фактически, никаких доказательств вины Бутаковой, Юревича и Белоусова не нашли.

Кстати, полномочия губернатора не позволяли Юревичу оказывать какое-либо покровительство дорожным подрядчикам. Тем более странным выглядят обвинения в адрес депутата Белоусова, ибо он ни в челябинском заксобрании, ни в Госдуме никак вообще не был связан с распределением средств на ремонт и строительство дорог.

Однако не стоит думать, что следователи с Урала решили сдаться просто так. Получив указание из Генпрокуратуры исправить нарушения, они неожиданно объединили дело против Бутаковой и Белоусова с другими делами против Юревича, которые были возбуждены ещё в период с 2012 по 2014 годы. К этим делам Белоусов и его тёща Бутакова вообще не имеют никакого отношения. Речь идёт о так называемых делах о незаконном хранении оружия, подстрекательстве клеветы и «медицинском деле». Под незаконным хранением оружия следователи подразумевают наличие у Юревича наградного коллекционного пистолета 18-го века со спиленным бойком, который был подарен бывшему губернатору бывшим главным полицейским области. Хранилось оружие в квартире у Юревича, где депутат Белоусов и его тёща никогда не бывали.

Подстрекательство к клевете относится к противоречиям между Юревичем и бывшим главой Челябинского облсуда Федором Вяткиным. К их отношениям Белоусов и Бутакова тоже совершенно непричастны.

Так называемое «медицинское дело» касается якобы полученной Юревичем взятки в 27 млн рублей от бывшего министра здравоохранения области Виталия Тесленко. Но опять же, депутат Белоусов никогда не занимался медициной, не имел никакого отношения к закупке оборудования и лекарственных препаратов. Тем более к этой сфере близко не подходила его теща Бутакова.

Однако ход разбирательства позволяет сделать вывод, что следователи из Челябинска будто специально затягивают сбор доказательств по делу о хищении 3 млрд на дорожных работах.

Частично пролить свет на это запутанное и сложное дело позволяют несколько фактов, связанных с бывшим губернатором Борисом Дубровским. Для многих стало странным, что 19 апреля этого года глава региона вдруг подал заявление о собственной отставке. Всего за несколько дней до этого он рассказывал, как собирается избраться на второй срок. Но вскоре после ухода губернатора, ФАС заявила, что Дубровский был в сговоре с преемником ЗАО «Южуралавтобана» — АО «Южуралмост», а также с региональным Миндортрансом.

Сотрудники ФАС выяснили, что до избрания Дубровского губернатором «Южуралмост» имел всего 9% на рынке дорожного строительства Челябинской области, а вот всего через год доля чудесным образом выросла до 92%. Как писали журналисты, главным выгодополучателем этой компании был Сергей Вильшенко. Открытые данные ЕГРЮЛ также говорят, что гендиректор упоминавшейся ООО «ТехноПарк» Александр Зырянов считается руководителем и «Южуралмоста».

Сотрудники антимонопольного ведомства выяснили, что пока губернатором был Дубровский, 10 аукционов на дорожные работы были проведены с серьезными нарушениями, а общая стоимость вызвавших вопросы контрактов составила 8 млрд. В середине марта текущего года дела в отношении Дубровского было решено передать в МВД и Генпрокуратуру.

Кстати, вполне возможно, что бывший глава региона Дубровский был в сговоре не только с дорожными подрядчиками. Региональное УФАСВ установило и факт сговора между принадлежащим сыну бывшего губернатора Александру Дубровскому ООО «Жилкомсервис» и местным оператором капремонта. В прессе также писали, что семья Дубровского и Сергей Вильшенко могли получать выгоду и от недавнего передела мусорного рынка области.