География протестов: после Екатеринбурга пришел Шиес

С каждым новым сюжетом в российской внутренней политике понимаешь, что лучше всего о ней сказал Борис Березовский (не настоящий, а пелевинский, хотя как знать): «Купишь пару улиц, а потом окажется, что на ней люди живут». А свежие новости заставляют вспомнить ещё и ответ: «Не просто там живут, а часто еще и думают, что это их улицы».

Екатеринбургский сквер пост сдал, Шиес пост принял – безвестный до последнего времени поселок в Архангельской области проникся аномальным по нынешним временам чувством собственного достоинства и буквально восстал против проекта строительства полигона для захоронения ТБО, попросту – свалки. Причем протесты начались задолго до Екатеринбурга: первые митинги прошли ещё в октябре, а в декабре состоялись акции в Архангельске и Северодвинске. Это при том, что и в самом Архангельске проблем с мусором выше крыши, а уж про Северодвинск и говорить нечего – очередь на утилизацию АПЛ, а позже и ледоколов только по планам растянулась на 20 лет.

Возможно проблема в том, что стройка в Шиесе не для местного мусора, а для московского. В ходе передела рынка отходов по случаю мусорной реформы выяснилось, что столичные ТБО и ТПО в значительном объёме «сметались под ковер» – в буквальном смысле распределялись «хоть куда-нибудь». А после выброса ядовитых газов на волоколамском «Ядрово» утилизация приобрела совершенно хаотичный характер. Доходит до абсурда – например, под мусор используется участок захваченного рейдерами комплекса «Радумля» в Солнечногорском районе Московской области.

Собственно, стремление хоть как-то справиться с мусорным океаном и привело к заключению соглашения между Москвой и Архангельской областью. Но, опять же, «что-то пошло не так» и на столичный мусор полетели весьма интересные мухи, в числе которых не только «мужчины спортивного телосложения», но и, например, «Народное ополчение имени Минина и Пожарского», в том числе и недавно освободившийся Владимир Квачков. И здесь становится особенно интересно и «горячо».

Дело в том, что один из главных бенефициаров столичной мусорной проблемы – проект Ростеха по строительству мусоросжигательных заводов-ТЭС. К 2022 году планируется построить 4 завода в области и ещё один в Татарстане. А партнером в этом важном начинании выступает «Роснано». То есть Анатолий Борисович Чубайс собственной персоной.

Чубайс часто и много выступает с предложениями по строительству электростанций на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ). И ростеховские инициативы идеально укладываются в его стратегию «распилоёмких инноваций». Именно поэтому проекты переработки метана (т.н. «свалочного газа») на действующих полигонах в электроэнергию постоянно встречают препоны со стороны региональных и федеральных властей. Все просто, полагает тг-канал t.me/metodi4ka — местные власти не получают ни договоров о предоставлении мощности, ни гарантий какого-либо долговременного существования самих свалок. А для федеральной влвсти – «слишком мало инноваций».