Ротенберг-младший присмотрит за нарушителями ПДД?

Обслуживание всех дорожных фото- и видеокамер в России могут отдать оператору «Платона» – компании «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС принадлежит Игорю Ротенбергу, одному из сыновей Аркадия Ротенберга, и «Ростеху»). Если это произойдет, компания будет получать свою долю от штрафов за нарушения ПДД, фиксируемых камерами (речь идет о многих и многих миллиардах рублей).

РТИТС может стать единственным исполнителем работ по установке и обслуживанию на российских дорогах камер фото- и видеофиксации нарушений ПДД. Такое предложение заместитель министра транспорта Алексей Семенов в конце июня направил вице-премьеру Максиму Акимову, курирующему сферу транспорта (Росбизнесконсалтинг пишет, что у него есть копия письма, подлинность которого подтвердил источник в правительстве).

РТИТС является оператором работающей с 2015 года системы взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон».

В своем письме замминистра транспорта подчеркивает, что «Платон» имеет «разветвленную телекоммуникационную, навигационно-информационную и придорожную инфраструктуру, необходимую для создания эффективной системы по выявлению и фиксации нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения».

Насколько велик штрафной рынок

В 2018 году на автомобильных дорогах России было установлено 15,3 тыс. комплексов фото- и видеофиксации нарушений ПДД, в том числе 1,1 тыс. камер на дорогах федерального значения, говорится в справочной информации Минтранса, приложенной к письму Семенова.

В том же году ГИБДД России вынесла штрафов за нарушения ПДД на 113,7 млрд руб., а количество зафиксированных нарушений ПДД составило 131,3 млн, сообщала Госавтоинспекция.

При этом сумма штрафов за нарушения, зафиксированные камерами на дорогах, составила 50,3 млрд руб.

Большая часть фиксирующего нарушения оборудования установлена в рамках ГЧП или инвестиционных соглашений. Так, в Московской, Рязанской, Курганской и других областях власти заключили с частными компаниями концессионные соглашения и госконтракты на установку и обслуживание камер, в рамках которых вложенные бизнесом в инфраструктуру средства возвращаются за счет получения фиксированной суммы с каждого оплаченного штрафа.

Инвесторами в разных регионах выступают «Ростелеком», «МВС Групп», «Ситроникс», другие компании.

При этом вице-премьер Акимов в апреле 2019 года поручил Генпрокуратуре проверить законность существующей схемы концессий и высказывал мнение, что «сейчас видеокамеры на дорогах — это скорее средство коммерциализации, а не фиксации нарушений».

А в мае Владимир Путин дал Дмитрию Медведеву поручение определить единственного исполнителя работ по установке и обслуживанию на дорогах камер фотовидеофиксации нарушений ПДД на срок до конца июня 2021 года. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отказался от комментариев.

Кто еще претендует на контракт

В середине июня глава Минкомсвязи Николай Носков направил главам регионов правительственную телеграмму, в которой говорилось, что единственным исполнителем работ, связанных с применением комплексов фиксации нарушений ПДД, планируется назначить ООО «ГЛОНАСС БДД» — дочернюю компанию «Ростеха» и АО «ГЛОНАСС» (суммарно контролируют 64%).

Однако Семенов в письме вице-премьеру Акимову отмечает, что назначение единственным исполнителем РТИТС более целесообразно, так как у компании не только разветвленная телекоммуникационная инфраструктура, но и значительные мощности в дата-центрах и опыт обеспечения защиты данных.

«Минтранс информирует, что в дорожном хозяйстве России не существует систем, сравнимых с системой «Платон» по мощности и территориальному охвату стационарной контрольной инфраструктурой», — говорится в документе.

При этом в планах у структур РТИТС есть еще ряд проектов, связанных с транспортной инфраструктурой. Так, в конце марта Минтранс утвердил «дорожную карту», согласно которой на дорогах планируется построить новую сеть связи — LPWAN, которая нужна для межмашинного взаимодействия (M2M) и интернета вещей (IoT). С ее помощью будут собираться данные с датчиков, счетчиков, сенсоров и передаваться для последующей обработки.

По словам источников РБК (https://www.rbc.ru/technology_and_media/01/07/2019/5d1a11149a7947610ebb2fd4?from=center), Минтранс предлагает сделать исполнителем данного проекта ГЛОНАСС-ТМ — совместное предприятие РТИТС и АО «ГЛОНАСС».

Представитель РТИТС заявил журналистам, что они не подавали заявку и не получали предложения о реализации проекта по установке и эксплуатации фото- и видеокамер фиксации нарушений ПДД.

«При этом с технической точки зрения возможно и логично использовать действующую цифровую инфраструктуру системы «Платон», которая является госсобственностью, для выполнения таких важнейших задач, как повышение безопасности дорожного движения», — отметил он.

Против выбора любой компании единственным поставщиком услуг по данному направлению публично высказывались «Ростелеком» и «МВС Групп». По словам представителя «Ростелекома» Валерия Костарева, такое решение «поставит под вопрос существование целого рынка, который развивался много лет».

В то же время во власти циркулирует идея сделать систему фото- и видеофиксации нарушений ПДД полностью государственной.

Так, в понедельник, 1 июля, депутаты Думы от партии ЛДПР Ярослав Нилов, Игорь Лебедев и другие внесли на рассмотрение нижней палаты законопроект, которым предлагается сделать все камеры фото- и видеофиксации нарушений ПДД собственностью Российской Федерации.

В пояснительной записке к нему отмечено, что так как эксплуатация частных камер видеофиксации осуществляется на возмездной основе в зависимости от количества выписанных штрафов, компании «крайне заинтересованы в увеличении количества выявленных административных правонарушений».

«Многие недобросовестные владельцы [камер] в целях увеличения количества выявленных административных правонарушений некорректно устанавливают камеры видеофиксации по отношению к дороге либо искусственно увеличивают показатель погрешности, чем существенно нарушают права собственников транспортных средств», — отмечено в пояснительной записке.

Как правильнее определить единственного исполнителя

«Бизнес-модель на рынке камер фото- и видеофиксации вполне понятна: оператор закупает и устанавливает камеры, а доход получает за счет процента от оплаченных штрафов. С одной стороны — это обычная коммерческая деятельность, с другой — на операторах лежит социальная ответственность, — говорит гендиректор агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров, — Не секрет, что со стороны автомобилистов идет много жалоб на качество работы камер. Поэтому вариант, при котором эта деятельность будет контролироваться государством, вполне логичен».

По его мнению, РТИТС способна обеспечить обслуживание всех дорожных камер, так как уже обладает развитой инфраструктурой и необходимыми компетенциями. Однако Бурмистров считает, что экономически выгодно было бы не назначать единого оператора, а выбрать его с помощью конкурса, на который смогут подать заявки несколько квалифицированных исполнителей.

К таким Бурмистров относит компанию ЦРПТ (отвечает за маркировку товаров), Сбербанк и др. «Единый оператор дорожных камер должен в первую очередь эффективно работать с большими данными», — уверен эксперт.

«В целом у этого рынка огромный потенциал: в ближайшие годы количество уличных камер должно вырасти в разы. И речь не только о дорожной инфраструктуре, но и о городском видеонаблюдении, которое в перспективе также может перейти единому оператору», — заключает Бурмистров.

Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС

Время публикации: 
вторник, Июля 2, 2019 - 16:00

AnaRender поможет в быстром просчёте Вашего видео. Вы сможете продолжить свою творческую работу, переключив ресурсоёмкие операции на наши сервера

Loading...