Камер хватит на всех? Минкомсвязи выступает против передачи «Ростеху» полномочий единого оператора комплексов фиксации дорожных нарушений


В ведомстве Носкова считают, что благодаря существующей конкуренции этот рынок быстро развивается, а потому следует все оставить, как есть. Другой точки зрения придерживаются стратеги Минтранса, предложившие назначить единственным оператором по установке и обслуживанию дорожных фото- и видеокамер дочернюю компанию «Ростеха». Однако последнее слово остается за руководством России.

В Минкомсвязи выступили против передачи структуре «Ростеха» функций всероссийского закупщика и оператора дорожных камер, поскольку это разрушит «конкурентный рынок с хорошей динамикой». Его нынешние участники также против монополизации, отмечая, что она угрожает не только ростом цен, но и невозможностью адаптации системы под нужны конкретного региона.

Министр связи Константин Носков сообщил, что по итогам консультаций с регионами и участниками рынка министерство выступило против назначения единственного оператора по установке дорожных камер.

«Я направил предложения в правительство, потому что рынок очень конкурентный, с хорошей динамикой,— приводит ТАСС слова министра.— Рынок быстро развивается, быстро снижается стоимость благодаря конкуренции».

Господин Носков уточнил, что позиция Минкомсвязи направлена вице-премьеру Максиму Акимову и теперь «руководство правительства будет принимать решение и докладывать президенту».

Министерство в соответствии с поручениями президента РФ и вице-премьера Максима Акимова еще в июне разослало в регионы телеграмму о подготовке постановления правительства о назначении ООО «ГЛОНАСС БДД» единственным «исполнителем закупок работ, услуг», связанных с применением комплексов фиксации нарушений ПДД и их обслуживанием. Речь идет о дочерней структуре корпорации «Ростех» (ей принадлежит 34% ГЛОНАСС БДД, еще 30% у АО «ГЛОНАСС» и 36% у ООО «Сотка высоток»).

В мае представители «Ростеха» поясняли, что ГЛОНАСС БДД займется созданием «автоматизированной системы контроля и повышения безопасности на дорогах». По данным источников “Ъ”, с идеей определить единственного поставщика к президенту РФ Владимиру Путину обратился именно «Ростех». Предполагалось, что региональные власти должны в «максимально короткий срок» подготовить список вероятных зон контроля камер на местных дорогах.

Сейчас на дорогах установлено 12 тыс. стационарных и 3,8 тыс. мобильных дорожных камер. В ряде субъектов федерации (Московской, Курганской, Рязанской областях, Ингушетии, Чечне) власти заключили 10–12-летние концессионные соглашения и госконтракты с компаниями на установку и обслуживание камер. Инвестиции возвращаются за счет оплаченных штрафов.

Среди инвесторов — «Ростелеком», Vessolink, «Ситроникс», «МВС Груп», другие компании. По подсчетам издания (https://www.kommersant.ru/doc/4025392?from=main_6), в 2018 году общие доходы владельцев камер в регионах превысили 3,4 млрд руб., рекордсменом стала «МВС Груп» в Подмосковье — 3,1 млрд руб.

Но в феврале 2019 года вице-премьер Максим Акимов назвал дорожные камеры «средством коммерциализации» и призвал пересмотреть принципы государственно-частного партнерства в этой области. В июне и июле в Госдуму были внесены два законопроекта, ограничивающие применение частных комплексов фиксации нарушений.

О проверке дорожных камер и режимов их работы для «своевременного устранения массовых нарушений прав граждан» заявили и в Генпрокуратуре РФ, где обеспокоены, что комплексы стали «источником дохода» частных компаний.

В правительстве уже разработали для субъектов федерации новые условия работы (в рамках контрактов по закупке и эксплуатации камер): аренда одного комплекса — 65–90 тыс. руб. в месяц, или 150–250 руб. за «услугу» предоставления информации о правонарушении.

Последняя схема работает в ряде регионов: в Подмосковье «МВС Групп» получает 244 руб. за каждый оплаченный штраф, в Тамбове АО «ТСК» — 243 руб., в Курганской области ПАО «Ростелеком» — 149–345 руб.

Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков ранее заявлял, что не видит в идее единого оператора «никакой пользы», но усматривает «чье-то желание перенаправить финансовые потоки от штрафов», далее пишет “Ъ”.

Нынешние игроки предсказуемо против. Сейчас треть комплексов фотовидеофиксации, то есть около 5 тыс. в стране,— это проекты «Ростелекома», подчеркнули в компании.

«Создание систем фотовидеофиксации — сложившийся рынок, который существует и развивается много лет, и появление единого поставщика ставит под вопрос существование целого рынка»,— утверждает представитель оператора.

Он добавляет, что инициатива создаст технологические сложности: «Регионам не оставляют выбора, возможности скорректировать решение под свои нужды. Есть и климатические, и другие различия».


РАНЕЕ НА САЙТЕ: РОТЕНБЕРГ-МЛАДШИЙ ПРИСМОТРИТ ЗА НАРУШИТЕЛЯМИ ПДД?

Прошла информация, что Министерство транспорта, со своей стороны, направило в правительство предложение назначить единым оператором дорожных камер для фиксации нарушений ПДД компанию «РТ-Инвест Транспортные системы» (https://rns.online/transport/V-Mintranse-otvetili-na-zayavlenie-Minsvyazi-o-edinom-operatore-dorozhnih-kamer-2019-07-09/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop). РТИТС принадлежит Игорю Ротенбергу, одному из сыновей Аркадия Ротенберга, и «Ростеху».

«Я, честно говоря, не знаю, какую позицию направило Минкомсвязи в правительство. Мы свою позицию направили, соответственно, там дальше будет решать правительство — это в полномочиях и компетенции правительства», — заявил замминистра транспорта Алексей Семёнов.

Семёнов добавил, что министерство не получало заключений на предложение ведомства сделать таковым оператором компанию РТИТС, которая сейчас является оператором системы «Платон».

«Мы не получали никакие заключения, мы реально смотрим и реально знаем те информационные и навигационные системы, в том числе федерального охвата, которые существуют в дорожном хозяйстве Российской Федерации, знаем их функционал, мощности, знаем возможности и с учётом этого формируем нашу позицию», — пояснил RNS Алексей Семёнов.

Фото: Дмитрий Коротаев / Коммерсантъ