В российские супермаркеты вернулись лихие 1990-е годы

По итогам кризиса 2020 года в России изменилась структура потребления продуктов первой необходимости. Аналитики теперь говорят о возвращении в «лихие девяностые». Во всяком случае, по ряду пунктов.

Россияне не были готовы к кризису. У каждого третьего не имелось сбережений, люди одалживались у знакомых и брали микрозаймы, чтобы покупать продукты и товары первой необходимости. Доходы ритейлеров заметно выросли – плюс 7,2% в годовом выражении. Драйвером такого роста стали наименее обеспеченные слои населения.

Иными словами, потребление сейчас держится на бедноте, закупающей гречку в «Магните». К сентябрю россияне были вынуждены отказаться от 25% товаров, входивших до этого в среднестатистическую потребительскую корзину. Для сравнения, во время кризисных 1995-2000 годов, показатель составлял около 30%. Также для сравнения: в США во время пандемии потребкорзина опустела только на 11%.

Другой интересное дежавю, напоминающее о девяностых, — это то, что пока бедные переходят на более дешевые товары, богатые, наоборот, покупают более дорогие. Такие диссонансы ярко проявлялись 20-25 лет назад, напоминает тг-канл t.me/mislinemisli.

Доходы населения продолжают пикировать, так что рассчитывать на скорое возвращение к прежней модели потребления ритейлерам не приходится. В ближайшее время можно ожидать появления дискаунтеров по типу Фикс-Прайса, потому что обычными скидками, как раньше, народ уже не приманишь.

Читайте также:

Кредитный пузырь в России вырос до рекордного размера

В России три элитных товара: сахар, масло и бензин

Пандемия коронавируса – первая ступень к финансовому рабству