Российская казна прирастет за счет Google и Facebook

Новый налог ждет таких IT-гигантов, как Facebook и Google. Суть налога в том, что Facebook и Google собирая данные россиян и на этой основе предоставляя им рекламу, будут вынуждены выплачивать дополнительную сумму к уже существующему «налогу на Google», принятому еще в 2017 году. Налог называют «цифровым», и он включен во второй набор мер поддержки российской IT-отрасли.

Этот налог обсуждался на совещании представителей IT-индустрии с вице-премьером Российской Федерации Дмитрием Чернышенко. В числе представителей – «Яндекс», Mail.ru Group, «1С» и другие. Там также коснулись «налога на Google», то есть переназначение взимаемого НДС на оказание услуг заграничными организациями в Рунете. «Налог на Google» включает продажу видеоигр, баз данных и различного софта. Из-за этого налога стоимость предлагаемых электронных товаров повысилась примерно на 20 процентов. А деньги, полученные с оплаты нового, «цифрового» налога, по словам вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко, пойдут в развитие российской IT-индустрии.

Сам разговор о новом налоге начался потому, что бюджетных средств не хватает для расширения льгот и поддержки для отечественных IT-компаний. Отрасль информационных технологий уже и так вовсю использует налоговые льготы.

Перекрестное субсидирование в электроэнергетике похоже на так называемый «цифровой налог», только применение такого налога не будет столь же эффективным, как вышеупомянутое субсидирование. Можно создать целевой фонд, который будет переводить валюту между заграничными организациями и отечественными за выполнение работ и оказание услуг.

В принципе введение «цифрового налога» возможно в течение месяца. Но отработка определенных нюансов может занять как минимум целый год.

Говоря проще, государство пытается выжать из Google и Facebook столько денег, сколько возможно. Так, можно вспомнить многочисленные штрафы, которые выплачивал Google России за недостаточную фильтрацию поисковых запросов, которые вели к запрещенным в РФ тематикам. Также Google выплатил однажды штраф в почти полмиллиарда рублей за монопольную деятельность – маленькие смартфонные фирмы отказались предустанавливать приложения конкурента Google – «Яндекс». Facebook тоже приходилось оплачивать штрафы – например, штраф в четыре миллиона рублей за отказ перенести базу данных с российскими пользователями в, собственно, Россию.

Фактически, новый налог в отношении иностранных интернет-компаний – очередная попытка государства контролировать русский сегмент Интернета. С каждым днем изобретаются новые способы «приручить» Рунет, и в скором будущем, наверное, можно будет ожидать очередное «закручивание гаек» со стороны нашего государства.