Последний выдох господина «КЖ»: антимонопольщики выступили против белгородского алкопротекционизма

«Добровольно и с песней»

Глава контрольно-финансового управления ФАС Владимир Мишеловин пояснил «Ведомостям», дополнительная маркировка может служить препятствием для доступа на Белгородчину продукции из других регионов. В антимонопольном ведомстве не исключают, что в этом случае может присутствовать региональный протекционизм, и намерены проверить, как организована дистрибуция алкоголя в регионе.

Замглавы Белгородской области Олегу Абрамову известно о проверке антимонопольщиков, но он уверен, что в этом случае повод к беспокойству отсутствует, а продажи на рынке идут согласно российскому законодательству.

Как заверил журналистов издания начальник белгородского управления ФАС Сергей Петров, КЖ с 2012 года проводит в регионе добровольную сертификацию алкогольной продукции, снабжая ее своими марками. Согласно мнению господина Петрова, для алкоголя подобная маркировка необходима. «Это качественная продукция. Я белгородец и как потребитель не буду покупать продукцию без такой марки», — поясняет главный белгородский антимонопольщик, добавляя, что в субъекте Федерации продается продукция как с марками КЖ, так и без оных. Но, по его словам, маркированного алкоголя значительно больше.

Иного мнения придерживаются работающие в регионе ритейлеры. Как заявил на условии анонимности один из последних, областные чиновники требуют, чтобы все продающееся в магазинах области спиртное было со знаком местной сертификации. По сути, отмечает собеседник «Ведомостей», это двойная сертификация. Прошедший таковую алкоголь есть лишь у тесного круга проталкиваемых облвластями компаний-дистрибуторов, а решения о сотрудничестве с общероссийскими ритейлерами принимаются на уровне регионального руководства и повлиять на процесс крайне сложно. Анонимный продавец сетует, что за подобной жалобой последуют новые притеснения.

В общем, ситуация на алкорынке Белгородчины навевает стойкие ассоциации с эпизодом из расхожего анекдота о российском методе принуждения кошки к поеданию горчицы путем намазывания приправы на причинные места — «добровольно и с песней».

Добрыня и «зеленый змий»

Отметим, что это не первый случай протекционизма властей Белгородчины на алкогольном рынке региона. В августе 2014-го теруправление ФАС признало, что местный дистрибутор — компания «Добрыня» — злоупотребляла своим доминирующим положением. По мнению антимонопольщиков, фирма с именем былинного древнерусского богатыря устанавливала необоснованные экономически цены и создавала неконкурентные условия для алкопроизводителей из разных регионов. Дистрибутор продавал горячительные напитки только после так называемой «добровольной сертификации», а с третьего квартала 2012 года, когда было принято решение о добровольно-принудительном сертифицировании, значительно скакнули ввсерх наценки на ввезенную водку. «Фольклорный персонаж» обжаловал предписание в арбитраже в июне 2015-го.

Различные схемы алкопротекционизма используются и в других регионах отечества. Среди последних — Тюменская область, Башкортостан и Татарстан. Вдобавок к тому, подобное наблюдалось и в соседней к Татарии Самарской области.

Блестящая экспансия «Татспиртпрома»

В минувшем году принадлежащая властям Республики Татарстан компания «Татспиртпром» укрепила свои позиции на водочном рынке. Фирма, ставшая лидером российского рынка водки еще по итогам 2015 года, через год серьезно увеличила свой отрыв от конкурентов.

Представитель «Татспиртпрома» объяснял взрывной рост производства успешной внешней экспансией. В 2016 году компания впервые отгрузила за пределы Татарстана больше продукции, чем продала в своем субъекте Федерации. По данным «Татспиртпрома», за первое полугодие продажи в российские регионы выросли в два с половиной раза, а за границу — втрое.

Конкуренты, в свою очередь, связывали блестящие успехи татарстанской компании с ее «особым положением» внутри республики.

ФАС и губернаторский наказ

Летом 2013 года ФАС РФ возбудила дело в отношении главы Самарской области Николая Меркушкина и регионального правительства по подозрению в нарушении законов «О торговле» и «О защите конкуренции». По мнению антимонопольщиков, власти субъекта Федерации, несмотря на предупреждения ведомства, продолжали выполнять губернаторский призыв об увеличении на рынке области доли местного алкоголя. Весной того же года на эту же инициативу самарских властей в ФАС жаловался Союз производителей алкогольной продукции.

Интересно, что протекционизм в сфере торговли алкоголем добавляет успеха властным протеже и в без того улучшающейся для них ситуации, поскольку россияне в последнее время, выбирая между импортным коньяком и бренди и отечественной водкой, отдают предпочтение последней. В результате чего в прошлом году импорт коньяков и бренди в Россию упал на 22 процента. Об этом говорится в отчете Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА).

Естественно, что, когда кошельки потребителей становятся тоньше, они начинают заменять коньячок более дешевым аналогом.

Читайте также: «Главазербайджанец» Питера Вагиф Мамишев продал пару участков, полученных от Смольного