Зачем сливают Red Wings с «Нордавиа»?

В том смысле, что объединяют… По некоторым данным, у обеих авиакомпаний скопились приличные убытки (в общей сумме около 12 млрд. руб.). А потому, как полагают эксперты, слияние «Нордавиа» и Red Wings вряд ли улучшит их положение. Или стоит прислушаться к вице-премьеру Дворковичу, по мнению которого «консолидация позволит сформировать более сильную компанию»?

Акционеры «Нордавиа» и Red Wings уже начали подготовку к консолидации в единый холдинг. Пока компании будут работать под своими брендами, а затем у холдинга появится новое название.

По объёму перевозок Red Wings, принадлежащая «Эрлайн Эссет Менеджмент» — дочерней структуре «Ильюшин финанс», — сейчас занимает 13-е место в России, а «Нордавиа» — компании «Скай инвест» Сергея Кузнецова — 17-е.

В прошлом году компании в совокупности перевезли 1,8 млн человек. После ухода с рынка чартеров «ВИМ-авиа» пассажиропоток нового холдинга в 2018 году может превысить 3,5 млн человек.

В самих компаниях не скрывают: цель объединения — повышение финансовой устойчивости.

Как выяснил Лайф, дела у «Нордавиа» и Red Wings в последние годы шли не очень хорошо. Согласно базе данных СПАРК, непокрытый убыток Red Wings за 2016-й превысил 2,5 млрд рублей, кредиторская задолженность — 3,1 млрд, а убыток — 193 млн рублей.

У «Нордавиа» ситуация ещё хуже. Согласно той же базе данных СПАРК, непокрытый убыток авиакомпании на 2016-й превысил 10 млрд рублей, кредиторская задолженность за прошлый год составил чуть более миллиарда рублей, а чистая прибыль — 1,7 млрд рублей.

Кроме того, сейшельский офшор World Best Trade, выкупивший в 2016 году у бывшего владельца авиакомпании — «Норникеля» — право требования долга, теперь пытается взыскать с неё в российских судах $128 млн и 1,2 млрд рублей.

Лайф направил вопросы в авиакомпании «Нордавиа» и Red Wings, однако их представители не смогли ответить на них оперативно.

По мнению экспертов, объединение двух обременённых долгами авиакомпаний вряд ли сможет укрепить их положение.

— В кризис всегда происходит консолидация участников, и авиационная отрасль тут не исключение, — рассказывает директор московского офиса Urus Advisory Алексей Панин. Если говорить о «Нордавиа», то они сильно провисли в 2014-м, но в 2016-м вышли в зелёную зону и даже закрыли год с прибылью. У «Нордавиа» есть очень серьёзный накопленный убыток, который превышает прибыль до налогообложения за 2016-й. Red Wings тоже в минусе. В общем, объединение компаний едва ли позволит решить все их проблемы, и есть риск, что компании могут повторить ситуацию c «ВИМ-авиа». В конце концов, от «Трансаэро» тоже никто не ждал банкротства.

Руководитель проектов Коллегии адвокатов «Хренов и партнёры» Роман Беланов также считает, что убыток в 10 млрд рублей для «Нордавиа» — серьёзное обременение.

— Эти компании не самые крупные на этом рынке, поэтому для них те же 10 млрд непокрытых убытков — это серьёзно. Долги нужно будет гасить, и впереди компании может светить банкротство, — считает Беланов. — Мое мнение: для небольших компаний убыток в миллиард — уже серьёзное обременение.

Иное мнение у главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова. По его словам, едва ли Red Wings стала бы сливаться с «Нордавиа», если бы считала её долговую нагрузку неподъёмной.

— Объединившись, компании станут экономически эффективнее, получат большую долю на рынке и увеличат парк, — говорит Гусаров. — Что касается долгов «Нордавиа», то они у авиакомпании действительно немаленькие, но если акционеры Red Wings решились на слияние, значит, они не видят в этом большой проблемы. Тем более что долги по балансу — это не всегда реальные и тяжёлые долги. Всё зависит от условий, например, крупный долг можно растянуть на 10 лет, и там выплаты будут копеечные, а у кого-то долг гораздо меньше, но выплатить его нужно через год. То есть отчётность никогда не даёт реальной картины стабильности компании.

Обе авиакомпании уже неоднократно мелькали в скандалах, связанных с задержками рейсов, отмечает Лайф. Так, летом около тысячи жителей Мурманска не смогли вылететь в Москву из-за отмены совместных дневных рейсов авиакомпаний «Нордавиа» и Red Wings. Тогда губернатор Мурманской области Марина Ковтун поручила региональному Минтрансу подготовить обращение в Ространснадзор с просьбой о проверке деятельности Red Wings.

В «Нордавиа» признавали проблемы с задержкой рейсов, объясняя их самыми разными причинами. Одна из них — обслуживание воздушных судов. Парк авиакомпании насчитывает девять «Боингов», средний возраст которых составляет 20 лет, поэтому на их обслуживание уходит больше времени.

Источники: https://life.ru/t/расследования/1052803/sviazannyie_dolghami_dlia_chiegho_nordavia_i_red_wings_rieshili_obiedinitsia, https://www.gazeta.ru/business/news/2017/10/17/n_10703300.shtml

Источники: https://life.ru/t/расследования/1052803/sviazannyie_dolghami_dlia_chiegho_nordavia_i_red_wings_rieshili_obiedinitsia, https://www.gazeta.ru/business/news/2017/10/17/n_10703300.shtml