Художественные выставки 2018 года: авангардистский калейдоскоп

Авангардная живопись оказала огромное влияние на формирование искусства и моделей поведения человечества. В ряде российских музеев сейчас проходят выставки полотен таких художников, как Рене Магритт, Василий Кандинский, Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Хуан Миро и прочих авторов.

Графические работы и обширные текстовые материалы отражают развитие авангарда Западной Европы и других континентов, давая представления об основных направлениях в модернистском искусстве 20 века — от России, Франции, Германии, США до Гренландии, Японии и Вьетнама.

Авангард прошлого столетия – тема чрезвычайно интересная и практически неисчерпаемая. Первые его ростки появились во Франции в середине 19 века. Тогда случился переворот, совершенный художниками-импрессионистами: они раскрепостили художественный взгляд на реальность и окружающий мир.

Большое влияние на авангард оказали выставки японской гравюры, испанского искусства и африканской скульптуры. Более того, даже работы древнерусской иконы или китайской живописи показали авторам Европы, что перспектива может быть не только прямая линейная, но и параллельная и вертикальная. Африканская маска продемонстрировала разновидности объемной структуры – как оказалось, кроме стандартной выпуклости существует еще и преломленность формы. Именно новый взгляд на форму, отношение к цвету и тени очень сильно повлияли на искусство авангарда 20 века.

Прошлый век, особенно его первая половина – это эпоха мировых войн и политических катаклизмов. Первая мировая война подстегнула развитие экспрессионизма и сюрреализма, футуризма и кубизма. Разрушительный момент в обществе спровоцировал идентичные настроения в живописи с ярко выраженным бунтарским и эпатажным характером. Кто-то из художников даже сказал: «Для искусства опасны не поджигатели, а пожарные».

В то время Василий Кандинский ввел новый язык изобразительного искусства – абстракционизм. На музейных выставках представлены несколько его работ и биографические материалы. Творчество Кандинского продолжилось его последователями в стиле ташизм – нанесения на холст пятен красок в беспорядочном движении, без какого-либо заранее обдуманного сюжета или образа.

Подобная техника была изобретена еще в начале 1920-х гг. Максом Эрнстом – видным представителем художественного авангарда. Он заливал краску в стакан, где была проделана дырка. Емкость раскачивалась на веревочке и мазками поливала краской белый лист. В таком стиле работал представленный на выставке голландский автор Карел Аппель, который под музыку темпераментно забрызгивал акварелью подготовленные холсты.

Абстрактное искусство имело не только иррациональный и бессознательный оттенок. Более лаконичные и математически выверенные работы изображены на экспозициях в области оптических иллюзий и геометрической композиции. В целом представленные работы позволят сформировать общее понимание того, к чему стремились художники, чье видение мира отличалось от общепризнанных канонов.