Баланс счастья: папуасы мы, или право имеем?

Согласно последнему опросу Левады-Центра, все большее число россиян чувствуют себя счастливыми. Без денег, без накоплений и перспектив, на уровне самых примитивных возможностей, а все равно счастливы.

Опрос показал, что число довольных жизнью выросло с 60 до 77% граждан РФ. А еще примечательнее период 1990-1991 гг., когда за год количество счастливых увеличилось с 42 до 58%. Легкая внушаемость россиян, отсутствие логического и критического мышления, вечные надежды на будущее – все эти объяснения феномена приводят не только эксперты, но и рядовые граждане.

Одно из мнений звучит так: «А что здесь объяснять? Папуасы всегда счастливы. Например, в нищем Бутане самый высокий показатель счастья в мире. Чем мы от них принципиально отличаемся?»

Другие полагают, что сама постановка вопроса неверна. Что под счастьем каждый понимает? Городской хипстер не успел десятый айфон купить — он несчастен, а «синяк» на «Боярышник» накопил — он безмерно доволен. Здесь Некрасова вспомнишь, сколько у него счастливых набралось: и солдат, которого за долгую службу не убили, и баба, у которой репа уродилась.

Третьи считают, что счастье – тема субъективная. В период 1990-91 гг. народ испытывал духовный подъем, тогда велась борьба с привилегированной партийной номенклатурой, ее, так сказать, выводили на чистую воду. Межнациональные столкновения и сепаратизм были еще практически не ощутимы. И считалось, что впереди было все лучше, чем позади.

Это позже пришло то, о чем многие уроженцы СССР и помыслить не могли: шоковые реформы, бандитизм, приватизация, дезориентация большей части населения, чеченские войны. Ну а дальше, после дефолта 1998 года и крушения любых иллюзий люди стали все больше полагаться на свои силы. Выживать самостоятельно. И у многих это получилось. Так что субъективно уровень счастья стал повышаться.

Никакой внушаемости: наоборот, чем трезвее мы смотрим на вещи, тем счастливее и свободнее становимся. А кто не выжил, тот в опросах не участвует. И еще есть мнение, что в ближайшее время этот накопленный «запас счастья» очень может пригодиться.

Наконец, еще один фактор: значительная часть населения ушла в себя, даже во «внутреннюю эмиграцию». Чтобы не видеть мрак и пребывать в оптимизме, люди создают себе собственный мир — милую дачу, детей якобы с успешным будущим, хотя их будущее туманно… И многие другие обманки, чтобы врать себе и окружающим.