После войны не расходимся

Как Россия, Турция и Иран согласуют свои интересы после окончания войны в Сирии?

В конце ноября в Сочи состоялась встреча лидеров России, Турции и Ирана – стран, принимающих непосредственное участие в урегулировании сирийского конфликта. С приближением окончания войны назревает вопрос о бонусах, которые получат иностранные участники. Несмотря на то, что встреча Путина, Эрдогана и Рухани прошла в «дружественной» атмосфере, интересы трех стран не совпадают.

За день до переговоров в Сочи российский лидер выразил уверенность в скором завершении войны в Сирии. А раз так, то не за горами обсуждение послевоенного устройства страны и раздел «победного пирога» иностранными участниками кампании.

В этом смысле сочинские переговоры напоминают Ялту 1945 года с одним различием – на этот раз в них не участвовали США, хотя их контингент был задействован в конфликте. Американские СМИ обвиняют Москву, Турцию и Тегеран в том, что они «кинули» Вашингтон, однако на деле Дональд Трамп и сам, похоже, не слишком стремился участвовать в сочинской встрече. Незадолго до этого лидеры РФ и США сделали совместное заявление, в котором подтвердили приверженность дипломатическому пути разрешения конфликта в САР.

У всех свои интересы

По итогам сочинской встречи может сложиться ошибочное мнение, что участники переговоров придерживаются одних целей. Россия поддерживает нынешнее правительство, так как при нем отечественные компании чувствуют себя в Сирии очень комфортно. Дамаск покупает российское оружие и предоставляет нам две военные базы. Анкара же опасается, что рост самостоятельности сирийских курдов вдохновит это этническое меньшинство на схожие действия в Турции. Иран еще более рьяно поддерживает правительство Сирии, намереваясь вместе бороться против Израиля и Саудовской Аравии. Кстати, с последней Россия совсем недавно договорилась о многомиллиардном военном сотрудничестве.

По сути, все три страны уже добились своих целей в Сирии. Москва и Тегеран сохранили и укрепили свое влияние в регионе, а Анкара не допустила роста самостоятельности курдов у своих границ.

Интересы России и Ирана вскоре могут вовсе разойтись – рост влияния в регионе Тегерана может не понравиться партнерам Москвы в лице Израиля и СА, не говоря о США.

«Версия» отмечает, что, согласно конфиденциальной информации, Москва вполне может пожертвовать Дамаском ради сотрудничества с этими странами. Иран же рассматривает Сирию в качестве главного внешнеполитического приоритета.

Как делить будем?

Нетрудно догадаться, что такая разница в целях России, Турции и Ирана повлечет за собой раздел страны на сферы влияния. Турцию устроит северо-запад с его курдской угрозой, Россия претендует на алавитский район, где удалось достичь договоренности о военных базах. Иран тоже не прочь обзавестись зарубежной базой, и таковая, по данным британской разведки, уже возводится в провинции Дамаск. Помешать намерениям Тегерана пытается Саудовская Аравия, поддерживая оппозиционную группировку «Джейш аль-Ислам». США тоже так просто из Сирии не уйдут – намерения сохранить контингент в Сирии на неопределенное время уже озвучивались прямым текстом. При наличии такого большого числа интересантов вопрос о начале холодной войны постепенно переходит в разряд риторических.