Алексей Дозоров: «Среди российских водителей мало отморозков, намеренно мешающих движению скорых»

Как поведал он РИА «Новости», водитель скорой «не должен заморачиваться, поцарапает он или не поцарапает эту машину, чтобы у него потом это не вычиталось из зарплаты».

Впрочем, Чугунов уверен, что тут еще есть над чем поработать. К примеру, ДПС могла бы относиться к скорой помощи более лояльно и не придираться к каретам, имеющим незначительные, но, тем не менее, предосудительные с точки зрения ПДД повреждения – царапины и т.п. В общем, как говорится, «будем искать», «будем прорабатывать, потому что быстрых решений здесь не бывает» — успокоил журналистов Чугунов.

Кстати, от идеи тарана открестились даже в якобы разработавшем ее Минздраве. Комментируя ситуацию в разговоре с тем же РИА «Новости», директор департамента общественного здоровья и коммуникаций министерства Олег Салагай уточнил, что речь идет не о намеренном разрушении частного автотранспорта спецмашинами, но лишь о том, что их водители должны быть освобождены от ответственности в случае ненамеренного повреждения других автомобилей в процессе движения к месту назначения. А вот общественность, по словам Салагая, настроена как раз весьма нетерпимо в отношении растяп, мешающих движению скорой или же оставляющих свои автомобили там, где они могут помешать этому.

На эту тему корреспонденту «Петрогазеты» интервью дал председатель московского областного отделения «Комитета по защите прав автомобилистов», основатель «Общества синих ведерок» Алексей Дозоров.

— В Минздраве задумались о том, чтобы дать водителям «скорой помощи» право таранить мешающие проезду автомобили. Но даже если Госдума единогласно примет соответствующий закон, решит ли это проблему? Неотложки – не Арматы. И подозреваю, тут никакие «кенгурятники» не помогут.

— Это совершенная глупость, и я уверен, что дальше общих слов тут дело не пойдет, и никто не станет утверждать подобный закон. Я понимаю, что подобный законодательный «пароксизм» был спровоцирован недавним скандальным случаем в Петропавловске-Камчатском, когда скорая не смогла объехать автомобиль, в результате чего опоздала к больному и тот скончался. Но скажите мне, как именно скорая должна таранить мешающие автомобили? В случае ДТП его участники должны оставаться на месте до приезда патруля ДПС, чтобы зарегистрировать происшествие. И куда после этого поедет скорая, кого спасать? К тому же в скорой находится немало сложного медицинского оборудования жизнеобеспечения, и, когда в результате тарана оно будет повреждено, зачем такой скорой дальше ехать по вызову, с чем? В общем, абсурд со всех сторон.

Насколько мне известно, данная инициатива разрабатывалась прежде всего для спецтранспорта МЧС, прежде всего – для пожарных автомашин. Они, действительно, из-за особенностей городской застройки и заставленных автомобилями дворов зачастую не могут получить доступ к месту происшествия. Но ведь пожарные автомашины – это совсем другой «коленкор», они-то как раз без малейшего ущерба для себя могут растолкать мешающие им легковушки.

Да и в юридическом отношении ситуация представляется весьма двусмысленной и сложной. Примерно такая же сложилась вокруг применения оружия сотрудниками полиции или Нацгвардии. Все мы знаем, что право применения оружия у них есть, но при этом понимаем, что для такого применения должны быть действительно экстраординарные обстоятельства, а после сотрудник обязан представить тысячу объяснений правомерности такого применения. Так что нормальные полицейские зачастую боятся применять оружие, точнее, боятся последующего выяснения отношений. Так что я не думаю, что водители спецтранспорта ринутся пользоваться данным им правом идти на таран, если такое право им будет все-таки дано.

— А не проще было бы установить для автохамов такие штрафные санкции, при одной мысли о которых они сразу бы сворачивали на обочину, услышав спецсигнал «скорой»? Кстати, «жириновцы» в Госдуме предлагают, вообще, конфисковывать у них машины.

— Да все это – не более, чем сотрясение воздуха. Во-первых, ответственность за препятствование движению спецтранспорта прописана в законе, в частности, в ПДД, уже сейчас. Но, во-вторых, в этих формулировках до сих пор много неясностей. Например, что значит «не уступить дорогу»? Стоящий автомобиль по определению не может уступить или не уступить, и его владельца на этом основании нельзя привлечь к ответственности. А еще есть формулировки «не возобновлять движения», «не совершать маневра» — как это все может осуществлять стоящий автомобиль?

Что касается автомобилей движущихся, то все-таки среди российских автолюбителей ничтожно мало отморозков, злонамеренно препятствующих движению спецтранспорта. В целом люди отдают себе отчет, зачем скорая едет со включенной сиреной и почему ей надо уступить дорогу. Скорее, негативную реакцию водителей вызывает вид автоколонны полицейских автомашин, ежедневно под рев сирен сопровождающих по встречке какого-нибудь «бонзу» на работу и с работы. Кстати, на Западе полиция ничего подобного себе не позволяет – там они используют свой статус и спецсигнализацию только в случае служебной необходимости, на Западе такой вот «бонза» приехал бы в автоколонне со спецсигналом к своему уже свободному служебному креслу. А у нас ответственности за применение спецсигналов нет, а значит, нет ответственности перед ней и у других участников дорожного движения. Впрочем, к скорой это относится в последней степени, ее сотрудники крайне редко злоупотребляют своим статусом.

В общем, вопрос об ужесточении мер ответственности следует продумать более тщательно. Для начала — снабдить ПДД более четкими формулировками. К примеру, в странах Запада поведения водителя строго регламентировано во всех дорожных ситуациях, вплоть до самых внештатных – что, кто, за кем и за чем. А у нас, кстати, на видеозаписи того же случая в Петропавловске-Камчатском, например, четко видно, что автоледи, помешавшая скорой, остановилась в полном соответствии с правилами дорожного движения, т.е. никоим образом не нарушила закона. Просто ее поведение было недостаточно регламентировано правилами.

К тому же на Западе, мягко скажем, несколько другие дорожные условия. Там скорая едет по центральной полосе, а остальные участники движения, в зависимости от полосы, теснятся кто вправо, кто влево, а кто и на обочину, образуя свободный коридор. У нас же широкие обочины редки, а выделенные полосы для движения спецтранспорта использует кто угодно, только не скорые и не пожарки. Так что нашим бы законодателям потрудиться сначала дополнительно над ПДД, а уж потом приступать к разработке новых драконовских мер.

РАНЕЕ В РУБРИКЕ: «ПОПЫТКА УВЯЗАТЬ СНЯТИЕ САНКЦИЙ С ЯДЕРНЫМ РАЗОРУЖЕНИЕМ ГОВОРИТ О НЕПРОФЕССИОНАЛИЗМЕ ТРАМПА»