«Росгосстрах» встраивается в «пирамиду»?

«Сделка века»

По данным информагентства, смена руководства должна была стать частью антикризисного плана по финансовой стабилизации компании «Росгосстрах», а по банковским каналам страховщику стала поступать финансовая поддержка в объеме около 20 миллиардов рублей.

Напомним, что не так жавно появилась информация о сделке группы «Росгосстрах» с холдингом «Открытие». О том, что этот банк заинтересовался «Росгосстрахом», стало известно еще в конце минувшего года.

При этом сообщалось, что группа приобретает саму страховую компанию, Пенсионный фонд группы «Росгосстрах» и одноименный банк в обмен на миноритарную долю Хачатурова в «Открытии» (о сделке пока не объявлялось).

Предстоящая сделка, которая может стать самой крупной в истории российского страхового рынка, официально зовется «объединением». Но де-факто контроль над активами «страховщика» перейдет к «Открытию» и к основному акционеру банка Вадиму Беляеву.

«Есть», чтобы жить

Стоит отметить, что активы «Росгосстрах» очень нужны банку. Несмотря на агрессивную политику по заманиванию клиентов, кредитно-финансовая организация показывает ухудшение результатов, а рейтинговые агентства уже терзаются смутными сомнениями, что банк осилит все свои обязательства. Спасательным кругом «Открытию» вполне могут послужить миллиарды «страховых» рублей.

Согласно информации источников: в результате поглощения банком страховщика общие активы, которыми сможет распоряжаться господин Беляев, превысят четыре триллиона рублей, а за структурой будут числиться 50 миллионов клиентов.

Как считают эксперты, наиболее ликвидный актив «Росгосстраха» — негосударственный пенсионный фонд РГС. По имеющейся информации, скорее всего, он тоже достанется «Открытию». По состоянию на конец сентября 2016-го активы НПФ насчитывали 164 миллиарда рублей, а аналитики отмечали, что актив демонстрирует рост.

Стратегия «Открытия» напоминает действия печально известных россиянам финансовых пирамид. Банк привлекает вкладчиков более высокими, чем у других крупнейших кредитных организаций, процентными ставками. И в этом случае можно сказать, что цель оправдывает средства: только по итогам 2015 года депозиты банка подросли на 237,64 процента!

За счет чего же платят проценты все более увеличивающейся массе клиентов? Вероятнее всего, именно из поступающих средств «неофитов». На банкирском сленге такие банки называются «пылесосами». Конец их, как правило, одинаков — они «лопаются».

Но даже новых поступлений от вкладов банку не хватает, чтобы покрывать текущие убытки. Так, в 2015 году Ханты-Манскийский Банк получил чистый убыток в 21 миллиард рублей против 0,9 миллиарда прибыли годом ранее. Чистая прибыль головного банка группы — ФК «Открытие» за тот же год упала более чем вшестеро. Первые три квартала 2016-го данная динамика продолжилась. Чистая прибыль всей банковской группы за этот период снизилась в 1,7 раза.

Почему же на столь неблагополучном фоне «Открытие» продолжает существовать, да еще находясь в списке крупнейших финансовых организаций страны? Все просто: холдинг «живет» за счет поглощения других банков.

Например, в 2012 году «Открытие» фактически поглотило «Номос-банк».

«Заглатывание», столь «калорийного» куска, как «Росгосстрах», конечно, оттянет агонию «Открытия», но ненадолго. Так что велика вероятность, что данная сделка с останется в истории как «афера века», а «Росгосстрах» станет просто «страхом» (в буквальном смысле) для многих клиентов.

«Росгосстрах» и его панамские «зиц-председатели»

А что же с карьерой главы «Росгосстраха»? Неизвестно, увольняют или нет господина Хачатурова, но возникает вопрос: как можно уволить полного собственника компании? А если можно уволить, является ли он собственником?

Ведь, согласно по данным РГС-банка, конечным владельцем холдинга «Росгосстрах» является панамская фирма, принадлежащая двум компаниям, которыми через цепочку фирм владеют некие местные коммерсанты Моссаку и де Донадо. НО в схеме РГС-банка конечным и полным бенефициаром всего бизнеса указан Сергей Хачатуров, брат главы совета директоров «Росгосстраха».

Вопрос о подлинном хозяине «Росгосстраха» остается открытым с 2001 года, когда собранный инвесткомпанией «Тройка Диалог» пул инвесторов купил у государства первый пакет акций страховой компании. Основным владельцем «Росгосстраха» считался Данил Хачатуров, но с 2005 года «Росгосстрах» был записан на его младшего брата Сергея, а спкустя пару лет был переведен в известный нам заграничный офшор.