Андрей Костин: путь наверх

Один из самых успешных российских банкиров, глава ВТБ Андрей Костин всегда был приверженцем прогрессивных взглядов. И даже теперь, когда он попал в так называемый «Кремлевский список» по американским санкциям, он не отказывается от своих идеалов открытого диалога.

«Российские предприниматели всегда были своего рода связующим звеном между Россией и Западом», – говорит Костин. При этом он приводит в пример Абрамовича, который оказал положительное влияние на развитие взаимоотношений между Великобританией и РФ. Конечно, Костин не отрицает наличие «грязных» денег российского происхождения в Англии, однако он убежден, что Лондон ищет их не там. По мнению банкира, сейчас диалог между нашей страной и Западом осложнен взаимным непониманием, и мы должны проявить мудрость, а не действовать по принципу «зуб за зуб», который никуда не приведет.

Костин, безусловно, является одним из самых заметных и известных на Западе российских топ-менеджеров. Благодаря хорошему знанию языку, образованию и работе в МИДе Костин оказался отличным партнером для Запада.

Андрей Костин родился 21 сентября 1956 года в Москве. Его отец был работником аппарата ЦК КПСС, видным специалистом по экономике труда. Молодой Андрей решил пойти по стопам родителя и еще в школе продемонстрировал особое прилежание в учебе, мечтая в будущем стать академиком наук. В результате юноша поступил на экономический факультет МГУ, который закончил с отличием в 1979 году, получив специальность «экономист-международник».

Уже в студенчестве будущий банкир проявил свою склонность к прогрессивному и открытому взгляду на развитие экономики. Впрочем, такие взгляды, формировавшиеся на экономическом факультете присущи многим его выпускникам. Не случайно такие известные с разных сторон деятели предшествующего, на 5-6 лет старшего поколения, как Александр Шохин, Андрей Нечаев, Игорь Юргенс, Сергей Игнатьев, без проблем находили с Костиным общий язык.

Традиции преподавания на факультете стали благодатной почвой для обмена идеями, которые сформировали у многих его выпускников определенную перспективу взгляда, и этот взгляд был явно шире, нежели рамки, существовавшие на тот момент в официальных концепциях советской науки. По этой причине, знакомство Костина с упомянутыми реформаторами российской экономики, состоявшееся в девяностые годы, выявило общность их взглядов на направления перехода финансового сектора страны от плановой экономики к рынку.

Дальнейшая карьера развивалась в логике этой новой, прогрессивной перспективы. После окончания вуза Костин отправился работать за границу – причем по высшему классу, что тогда называлось «командировкой в капстраны». Молодой специалист получил распределение в генеральное консульство СССР в Австралии, и это стало первым опытом непосредственного международного общения для будущего элитного топ-менеджера.

Впоследствии он продолжал работать в структуре внешнеполитического ведомства, и в 1982-1985 гг. был секретарем Европейского департамента МИД СССР. Годы Перестройки пришлись на венец дипломатической карьеры Костина – в это время он был сотрудником советского посольства в Лондоне.

Начало новой эпохи в истории страны совпало с новыми решениями в профессиональном пути героя нашей статьи. Андрей Костин решил опробовать свои идеи в обстановке свободного рынка и, в 1992ом, ушел с государственной службы. В следующем, 1993 году он также стал замруководителя управления иностранных инвестиций банка «Империал». Затем перешёл в банк НРБ, в котором курировал нефтегазовый сектор и занимался подбором кадров

Успехи Костина в новой, коммерческой сфере были замечены, и в 1996 году он получает назначение на пост председателя Внешэкономбанка. Соответствующий указ был подписан президентом России Борисом Ельциным.

В эти, непростые для российской экономики годы Андрею Костину удавалось эффективно решать поставленные задачи и совершенствовать формирующуюся банковскую сферу в России. Профессиональные достижения оценили на государственном уровне: он дважды получал почетные грамоты от правительства, а в 1999 году его срок на посту главы Внешэкономбанка был продлен.

На заре новой эпохи в истории России – в 1999ом году возникла идея объединить ВЭБ и Внешторгбанк. Соответствующий проект был предложен Виктором Геращенко. В конечном итоге объединение не состоялось, однако новым руководителем Внешторгбанка стал именно Костин, и пост президента – председателя правления ВТБ он занимает до сих пор. В прошлом, 2017 году премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал указ о продлении полномочий Костина в этой должности еще на пять лет.

Исключительно банковской деятельностью интересы нашего героя не ограничиваются: помимо бессменного руководства ВТБ, Андрей Костин отметился и прочей деятельностью в самых разных областях. Костин известен как директор Высшей школы менеджмента СПбГУ и член попечительских советов целого ряда учреждений науки и искусства.

Санкции ударили по одному из наиболее открытых для диалога с Западом банкиров России. Впрочем, сам Костин призывает не торопиться и подождать. В одном из интервью он говорил, что мы должны остановиться в санкционной гонке. Услышат ли его на Западе, к сожалению, — большой вопрос.