Кинофестиваль в Выборге: мнения зрителей и критиков разошлись

В Выборге в конце прошлой недели подвел итоги XXVI фестиваль российского кино «Окно в Европу»

В основной конкурс Выборгского фестиваля вошло 14 картин, девять из которых принадлежат режиссёрам-дебютантам (это их первый или второй фильм), остальные пять — работы опытных авторов, таких как, например, А. Велединский.

Главного приза в основном конкурсе «Игровое кино. Осенние премьеры» удостоился дебют режиссёра Кирилла Соколова – черная комедия «Папа, сдохни» — фильм чисто развлекательный, большую часть которого занимают кровавые разборки в духе Тарантино. Видимо, учитывая режиссерские находки, и то, что таких фильмов у нас выпускается мало, жюри конкурса решило отдать ему главный приз.

Однако зрители, как это часто бывает на фестивалях, проголосовали иначе – приз зрительских симпатий получил фильм Сергея Ливнева «Ван Гоги» — история взаимоотношений отца-дирижера и сына-художника, которых играют известные актеры Даниэль Ольбрыхский и Алексей Серебряков. Также в эпизодических ролях в фильме занято созвездие знаменитых актеров – Елена Коренева, Ольга Остроумова, Светлана Немоляева, Евгений Ткачук, Авангард Леонтьев и др., что, возможно, тоже повлияло на зрительский успех.

Гильдия кинокритиков отдала свои голоса длинному и, по правде сказать, скучноватому фильму «ВМаяковский» — набору экранных монологов, воспроизводящих подробности жизни поэта, которые и без фильма хорошо известны (в роли Маяковского Ю. Колокольников).

Главный приз в рубрике документального кино получил фильм известного режиссера-документалиста Андрея Осипова «Восточный фронт», в котором использовано много редкой немецкой хроники времен Великой Отечественной войны.

Разочаровали зрителей фильмы известных режиссеров «В Кейптаунском порту» А. Велединского (запутанная история трех персонажей и их потомков, где действие перемещается в разные эпохи и в разные места, в том числе и в реальный Кейптаун) и «У ангела ангина» Оксаны Карас (история любви в предвоенном Ленинграде, по книге В. Шефнера, в главной роли Семен Трескунов, известный по предыдущему фильму режиссера «Хороший мальчик). Последний был бы более интересен, если бы авторы фильма меньше опирались на стереотипные представления о предвоенной и военной эпохе.

Зато полные залы собрал показанный на двух сеансах подряд фильм закрытия «Непрощенный» С. Андреасяна с популярным актером Д. Нагиевым в главной роли (фильм рассказывает историю Виталия Калоева, семья которого погибла в 2002 г. в авиакатастрофе над Боденским озером). Когда Нагиев вышел представлять фильм, чуть ли не все сидящие в зале зрители подняли вверх телефоны, чтобы записать выступление актера на видео.

Заслуженно получил свой главный приз в разделе «Копродукция. Окно в мир» фильм «Хрусталь» режиссера Дарьи Жук, где действие происходит в 90-е годы в белорусской глубинке. Сюжет фильма таков: столичной девушке из Минска приходится провести неделю среди обывателей, населяющих заводской поселок. Фильм полон колоритных, но не всегда приятных персонажей, которые говорят с правдоподобным белорусским акцентом. «Хрусталь» уже получил приз Одесского фестиваля, и, говорят, будет выдвинут от Белоруси на премию Оскар.

Среди фильмов Выборгского фестиваля были еще несколько любопытных фильмов, которые обошли вниманием жюри и критика, но не зрители – например, «Облепиховое лето» реж. В. Алферова — о последних годах жизни драматурга Александра Вампилова, который трагически погиб на пике своего успеха. Вампилова обаятельно и правдоподобно играет актер А. Мерзликин. Фильм занял третье место в зрительском голосовании.

Картина «Кровь» реж. А. Темникова рассказывает историю двух братьев, которые всегда соперничали друг с другом. Но когда речь заходит о жизни и смерти, один из них приходит на помощь другому. Фильм снят по повести В. Былинского, который получил за эту повесть премию «Ясная Поляна» в 2015 г.

Также среди конкурсной программы можно отметить фильмы «Как я стал» реж. П. Мирзоев, по сценарию Ярославы Пулинович (в главной роли Павел Табаков), любовную драму «Амбивалентность» реж. А. Бильжо по сценарию С. Тарамаева и Л. Львовой, а также снятый полностью на iPhone 61-минутный фильм «Фагот» Бориса Гуца, который, впрочем, больше интересен своими смешными диалогами. Фильм «Замыкание» якутского режиссера Татьяны Эверстовой, является продолжением ее дебютного фильма «Его дочь», взявшего главный приз в Выборге два года назад. Фильм автобиографический, где действует все та же, но повзрослевшая героиня. К сожалению, в этот раз жюри обошло вниманием творчество этого самобытного режиссера-самоучки.

Подводя итоги, вспомним, что Выборгский фестиваль проходит под девизом «Российское кино – прогноз на завтра». Насколько верным окажется этот прогноз, покажет будущее.

Автор: Дмитрий Кузнецов

Фото: https://www.kino-teatr.ru