С чистой совестью

Завершилась история, в благополучный финал который мало кто верил. Невиновность Сергея Вялкова была очевидна с самого начала разбирательства, но вероятность его освобождения казалась практически равной нулю. Из-за прозвучавших со стороны сотрудников ФСБ обвинений предприниматель провел в СИЗО 11 месяцев. В сложившихся условиях все надежды были возложены на труд адвокатов, решение присяжных и максимальную огласку.

Об этом деле «Наша Версия» сообщала в сентябре, когда Сергея Вялков уже был помещен под стражу. Под арест он попал сразу же, как вернулся из отпуска. В аэропорту его встретили сотрудники силовых структур, которые сообщили о предъявленном обвинении: организации покушения на сотрудника РУБОП Николая Петрова – преступлении двадцатилетней давности. Эта ситуация больше походила на киносценарий: как известно, Вялков и Петров в 1980-х годах проходили вместе воинскую службу, после чего их жизненные пути больше не пересекались: первый развивал свой бизнес в Одинцове, второй начал работать в правоохранительных органах.

Единственным, кто как-то связывал двух мужчин, стал их сослуживец Сергей Буторин. После окончания службы он стал членом «ореховской» ОПГ, занимавшейся сбором дани с бизнесменов Одинцова, в число которых тогда входил Вялков. Стоит отметить, что преступная карьера Буторина активно развивалась, и уже в 1994 году он встал во главе группировки вместо погибшего Сергея Тимофеева (Сильвестра). На сегодняшний день бандит находится в тюрьме, где отбывает пожизненный срок за совершение особо тяжких преступлений. По версии следствия, в 1998 году одинцовский предприниматель, воспользовавшись знакомством с Буториным, «заказал» правоохранителя. Разберемся, откуда «растут ноги» у этого обвинения.

Присяжные не поверили киллеру

Отметим сразу, что в 1998 году Петров, который в то время вел разработку крупных ОПГ, действительно подвергся нападению. Наемный убийца выстрелил в правоохранителя из винтовки, однако милиционер остался в живых. Следующие несколько лет милиция занималась поисками исполнителей и заказчиков, но безуспешно, затем дело было закрыто. В ноябре прошлого года дело внезапно открыли вновь, и поводом для этого стала явка с повинной, которую совершил участник группировки Марат Полянский. Сейчас преступник отбывает 22-летний срок за убийства. Находясь в тюрьме, он по каким-то причинам решил признаться в совершении еще одного преступления – покушения на Петрова. И указал при этом на заказчика, которым якобы являлся Вялков.

Адвокат Евгений Харламов, который защищает интересы бизнесмена, сообщил «Нашей Версии», что дело о покушении возобновили 8 ноября, тогда как в покушении бандит признался лишь 16 ноября. Также, по его словам, перед тем, как возобновить дело, представители спецслужб беседовали с членами банды, в том числе Буториным. Не исключено, что велись поиски лица, которое сможет дать «нужные» показания по этому делу. Тем не менее, найти мотив для совершения данного преступления у них так и не получилось.

Рассмотрение возбужденного в отношении Вялкова дела велось в Бабушкинском райсуде столицы коллегией присяжных. По всей видимости, данный факт, как и широкая огласка помогли предпринимателю защитить сове честное имя. Тем не менее, есть основания полагать, что эта история пока не окончена.

Кто дальше?

Журналист Андрей Караулов внимательно изучил обстоятельства, из-за которых Вялков оказался под арестом. В подготовленном им документальном фильме он делает вывод о заказном характере уголовного преследования бизнесмена. Он отметил, что в «нужных» показаниях бандитов могли быть заинтересованы сотрудники ФСБ. Адвокат предпринимателя сообщил «Нашей Версии», что данное дело обещали прекратить в обмен на согласие Вялкова оклеветать некоторых чиновником подмосковного и федерального правительства.

За последние 25 лет предприниматель смог развить собственное успешное дело и прошел путь от обычного торговца до крупного бизнесмена. В начале 1990-х он начал торговать автозапчастями, а сегодня владеет девятью компаниями в Одинцовском районе. При этом стоимость его активов в сумме превышает 1,5 миллиарда рублей. На предприятиях заняты 2000 человек, и лишь за прошлый год бизнес Вялкова принес бюджету 300 миллионов рублей в качестве налогов. Бизнесмен всегда жил открыто, активно занимался благотворительностью: на собственные средства ремонтировал медучреждения и детсады, занимался восстановлением детских площадок и так далее. Все это могло пойти под откос, а жизнь честного человека разрушена из-за ложного обвинения.

Харламов сообщает, что аналогичная участь могла постигнуть и другого предпринимателя – Сергея Журбу. По его данным, силовики так же с помощью бесед с преступниками пытались добиться необходимых им показаний на бизнесмена. Так, донести на предпринимателей уговаривали Дмитрия Белкина, отбывающего пожизненное, но преступник по прозвищу «Белок» предпочел не принимать в этом участия, о чем открыто заявил.

Рассмотрение дела присяжными, а также приобретение широкой огласки (петицию за справедливое разбирательство подписали 60 тысяч человек) сделали правосудие возможным. Несмотря на успешное завершение данного дела для бизнесмена (хоть ему и пришлось провести в СИЗО целых 11 месяцев), невыясненными остаются два вопроса: какой станет реакция на происходящее со стороны Управления собственной безопасности ФСБ, и кого могут выбрать следующей жертвой ложных показаний бандитов?