Сенаторы придумали «налог на гаджеты». По 100 рублей за штуку

Если учесть, что в России есть хотя бы по одному мобильнику даже у детей и глубоких пенсионеров, то получается неплохой профит. А ведь многие имеют по два-три телефона. Разумеется, авторы ноу-хау о платной регистрации гаджетов объясняют свою инициативу исключительного благими намерениями (борьбой с терроризмом, кражами, контрабандой трубок и т.д.). А куда дорога обычно вымощена ими, благими намерениями, вы знаете.


Что предложили сенаторы

Сенаторы предложили с 1 февраля 2020 года ввести в России платную регистрацию всех мобильных устройств с выходом в интернет по международному ​​идентификатору мобильного оборудования (International Mobile Equipment Identity, IMEI). Соответствующий законопроект разработала первый замглавы комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Людмила Бокова (на фото) с группой парламентариев. В ближайшее время документ будет внесен в Госдуму.

Законопроект предлагает обязать производителей и импортеров регистрировать мобильные устройства по номеру IMEI. Физические лица смогут самостоятельно зарегистрировать купленные за границей гаджеты на сайте госуслуг. Речь идет не только о телефонах, но и о планшетах, ноутбуках и других устройствах.

«Обсуждается возможность распространения этого правила на все устройства, в том числе датчики (используются, например, в счетчиках электроэнергии и воды), которые, так же как и мобильный телефон, должны иметь серийные номера», — пояснила Бокова.

Услуга будет платной, но ее цена не превысит 100 руб., говорит она. Данные об IMEI-кодах будут храниться в базах Научно-исследовательского института систем связи и управления (ЦНИИС), подведомственного Россвязи.

Операторов сотовой связи обяжут блокировать устройства, не разрешенные для работы в сетях, по IMEI. Согласно проекту, будет создана центральная база этих номеров. Она будет синхронизироваться с международной базой данных ассоциации GSMA.

Зарегистрировать купленный за рубежом новый телефон нужно будет в течение нескольких месяцев. Иначе устройство будет заблокировано. «Оператор связи должен предупредить, возможно не единожды, о том, что используемое устройство требует регистрации, и, если этого не произойдет, тогда через некоторое время он может быть заблокирован», — сказала РБК (https://www.rbc.ru/politics/25/01/2019/5c49cc299a7947660f6924b6?from=main) Бокова.

Заблокировать телефон можно будет и в случае кражи.

Для уже используемых телефонов авторы законопроекта планируют «амнистию», которая продлится от трех до пяти лет, после чего их надо будет обязательно зарегистрировать.

Под действие закона не попадут роумеры — въезжающие в Россию иностранцы, которые пользуются сим-картами зарубежных операторов.

Предполагается создание нескольких списков устройств. В черный попадут похищенные, незаконно ввезенные, блокированные по запросу силовых ведомств телефоны, в белый — полностью функционирующие устройства в сетях сотовой связи, в серый список и список исключений — временно функционирующие телефоны на период проверки законности ввоза и покупки.


Для чего нужна единая база мобильников

Закон должен решить проблему кражи мобильных устройств, ввоза контрафактных телефонов и помочь идентифицировать устройства, которые используют для общения террористы, утверждают его авторы. Совокупный объем потерь бюджета России от неуплаты налогов при нелегальном или неучтенном ввозе мобильных устройств достигает 16,6 млрд руб., отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Сейчас любой телефонный звонок или выход в интернет идентифицируются в сети оператора связи по нескольким параметрам, сказала РБК автор законопроекта. «По абонентскому номеру, по номеру сим-карты, по номеру базовой станции, которая обслуживает абонента в конкретный момент времени, и по номеру самого устройства», — сообщила она.

Таким образом, IMEI записывается в сети оператора связи как один из идентификаторов звонка или входа в интернет. «Спецслужбы просто смогут эффективнее пользоваться техническими возможностями. Делая один из идентификаторов (IMEI) более достоверным, повышается достоверность всей информации​», — уточнила сенатор.

При этом введение нового закона не повлияет на работу ни мессенджера Telegram, ни VPN-программ. Доступ к зашифрованным протоколам останется закрытым, уточнила Бокова.


Что говорят эксперты и участники рынка

«Основной задачей этого законопроекта должна быть борьба с телефонными кражами​. Эффективных механизмов для борьбы с оборотом краденых телефонов пока нет, и законопроект действительно может решить проблему, так как вору не будет смысла красть телефон, который можно заблокировать дистанционно», — пояснил представитель Российской ассоциации товаропроизводителей электроники (РАТЭК) Антон Гуськов.

По его словам, под действие законопроекта подпадают все устройства, оснащенные сим-картой​. «То есть устройства для «умного» дома, банкоматы, сигнализации также потребуется регистрировать и вносить в базу данных», — отметил он.

При этом, по мнению Гуськова, законопроект требует разработки большого количества подзаконных актов, и, если он вступит в силу в 2020 году, есть риск, что норма в указанный срок не заработает.

Участники рынка в целом поддержали инициативу, но указали на то, что при ее введении нельзя спешить. Представитель пресс-службы «МегаФона» Дмитрий Лукьянчиков считает, что она поможет более точно идентифицировать абонентские устройства и блокировать их для снижения уровня преступлений, хищений и контрабанды.

«Концепция была разработана с учетом мировой практики, и ее реализация предусматривает наиболее благоприятный формат для пользователей. Покупатели аппаратов получат возможность проверки их статуса в момент приобретения», — сказал он.

Техническая возможность проверки данных об IMEI есть уже сейчас, но потребуется донастройка сети. «Необходимо провести тесты, пилотный проект с участием операторов связи и ЦНИИС», — считает Лукьянчиков. По его словам, только после тестов станет ясно, успеют ли операторы донастроить сети к 2020 году.

«С точки зрения качества связи инициатива по регулированию IMEI полезна. Такой подход применяется регуляторами в других странах присутствия компаний группы», — сказала представитель «ВымпелКома» (бренд «Билайн») Анна Айбашева. Однако «внедрение подобной инициативы должно проходить поэтапно, без стрессов для рынка».

Окажется ли стрессом для операторов обязанность отключать абонентов с неподтвержденными IMEI от сети уже с 2020 года, она не уточнила.

Представитель «Т2 РТК Холдинга» (Tele2) указал на необходимость изучить и учесть опыт других стран. Представитель МТС отказался от комментариев.

Можно догадаться, как россияне отреагировали на ноу-хау от Людмилы Боковой.

«Стране нужны деньги на содержание чиновников, брать их негде, кроме как с граждан своей страны»,

«И цена только лишь 100 рублей? Не верю»,

«Народ надо подготовить. Нельзя так сразу пугать. Разбегутся»,

«Народ у нас уже ко всему, наверное, подготовленный», — цитирует прользователей соцсетей «МК» (https://tula.mk.ru/social/2019/01/25/a-chto-tak-malo-tulyaki-v-socsetyakh-otreagirovali-na-platnuyu-registraciyu-mobilnikov.html).

В Совфеде заявили, что недоумевают, почему вокруг старого предложения сенаторов ввести платную регистрацию мобильных телефонов и устройств, работающих в сотовых сетях, включая счетчики ЖКХ, снова возник ажиотаж. «Предложение появилось еще 10 декабря, и с тех пор его не выносили на обсуждение и не принимали никаких решений», — пояснили BFM (https://www.bfm.ru/news/405316).

«Тех неблагонадежных элементов, против которых это все затевалось, намного меньше, чем 150 миллионов устройств, которые у нас есть на территории РФ, или больше. Они найдут себе способ получить телефон, зарегистрированный на кого-либо. Для всех остальных жителей это будут достаточно большие и затраты, и самое главное, неудобства. Представляете себе пенсионеров, которые идут регистрировать куда-то свой мобильный телефон? Для довольно большого количества населения вся эта процедура будет достаточно обременительной. 100 рублей в регионе для пенсионера — это деньги. Сама процедура потребует времени, каких-то знаний, а за ее неисполнение еще какой-нибудь штраф введут», — говорит эксперт в области информационной безопасности и технологий Максим Эмм.


Фото: Илья Питалев / РИА Новости