Революция в Венесуэле — удар по Москве и Пекину

В Венессуэле продолжается народное восстание, или «оранжевая революция», назовите как угодно. Число погибших во время переворота достигло 16 человек, 175 задержаны. И, надо признаться, происходящее в этой стране ставит Россию в сложное положение. С одной стороны, Каракас от нас очень далеко (в прямом, и в переносном смысле), отношения всегда — еще со времени команданте Чавеса — были несколько искусственные: преувеличенно братские напоказ, но очень расчетливые по сути. Богатую нефтяную страну чависты своей экономической политикой довели до критического состояния.

Как бы ни развивались события в ближайшие дни, эпоха Чавес+ закончилась или вот-вот закончится. Тренд в Латинской Америке противоположный, отношения нужно налаживать с персонажами типа Болсонару.

С другой стороны, какой ни есть, а Мадуро союзник, «наш сукин сын», который вслед за Чавесом это старательно подчеркивал и демонстрировал. Венесуэла была готова на символические жесты, наподобие признания Абхазии и Южной Осетии, принимала российские бомбардировщики, последовательно поддерживала Москву в ООН и прочих организациях. Взять и просто принять к сведению смену власти под свист и улюлюканье США — несолидно, пишет тг-канал t.me/ru_global.

Отдельная проблема — если в Венесуэле разгорится гражданская война либо оппозицию жестоко подавит армия, и для решения вопроса вмешаются США, а то и Бразилия (либо какие-то силы под эгидой ОАГ). С Бразилией вообще вопрос отдельный — страна БРИКС, саммит в этом году должна проводить, и вдруг займется сменой суверенных режимов — противоречит всем принципам этого объединения. Но и на американское вмешательство как-то придется реагировать. У нас, между прочим, официальные отношения стратегического партнерства с Венесуэлой, и между министерствами обороны подписано соглашение о военном сотрудничестве.

Что касается политико-дипломатичекской сферы, то тут реакция предсказуема — гневный отпор и решительное осуждение действий США. Но от этого ничего не изменится. Прямая военная помощь — сомнительно, уж очень рискованно. Но не стоит исключать асимметричных ответов, особенно если венесуэльский кризис перерастет в типичное для Латамерики внутреннее противостояние с участием повстанческого движения. Вот тут и может оказаться, что Латинская Америка — не менее перспективный объект интереса для подразделений с непонятным статусом, чем сейчас Африка. Желающие найдутся.

В общем, как и в холодную войну, предпосылки для противостояния в западном полушарии имеются.

Что интересно, главный кредитор Венесуэлы в последние годы не Россия, а Китай. Москва не поспевала за Пекином в освоении этого фронтира. После чудесного освобождения команданте Чавеса весной 2002 года с острова Орчила силами спецназа Китайской народной армии, Венесуэла фактически оказалась под управлением Пекина. С 2008 года КНР предоставила кредитов Венесуэле на $70 млрд, с выплатами как деньгами, так и нефтью — это оценки Ecoanalitica, расположенной в Каракасе консалтинговой фирмы. Около недели назад в Венесуэле была делегация из Китая (почти одновременно с российской) и обсуждала новый кредит на $5 млрд и «стратегическое соглашение» по золотодобыче.

По сути правящий режим кормился из китайских фондов и доходов с наркотрафика. Это были два священных источника венесуэльского счастья, полагает тг-канал t.me/trudolubov.

Происходящее для китайцев серьезнее, чем для России. Но шуметь, как обычно, будет громче Москва, чем Пекин… Впрочем пока все молчат.