Главный налоговик Кущевской Гончаров превратил станицу в личный офшор


В многострадальной станице Кущевской Краснодарского края – новый скандал. По подозрению в превышении полномочий отстранен от должности начальник обслуживающей Кущевский район налоговой инспекции Игорь Гончаров. Этим ведомством он руководил всего три года, но даже за столь непродолжительное время успел превратить Кущевский район в налоговый оазис для подконтрольных ему сомнительных организаций, а для сотрудников возглавляемого им учреждения Гончаров устроил настоящий кадровый террор.


Прикрываясь своими якобы могущественными связями, Гончаров демонстративно пренебрегал своими служебными обязанностями, вместо грамотной работы с бизнесом и административными органами устраивал прямо на рабочем месте казачьи песнопения в исполнении гостей из Африки, а теперь, когда управа на его выходки все-таки нашлась, он ищет любые способы вернуться в свое кресло. Если это произойдет, под угрозой окажутся и немногие оставшиеся в кущевской налоговой инспекции профессиональные специалисты, и местные компании, которым не избежать усиления налогового пресса.

Поводом для отстранения от должности начальника межрайонной инспекции ФНС России № 12 по Краснодарскому краю Игоря Гончарова стало возбужденное против него уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Теперь Гончарову грозит лишение свободы на срок до четырех лет.

Погорел глава кущевской налоговой на своей любви покомандовать людьми, показать коллегам, кто в доме хозяин. Как установили следственные органы, Гончаров неоднократно совершал противоправные действия в отношении одной из своей подчиненных, руководителя отдела общего обеспечения Татьяны Поповой. Сначала (дело было весной 2018 года) Гончаров без какого-либо законного основания дважды удержал месячную заработную плату Поповой, а затем велел ей из собственных средств оплатить штраф, наложенный на инспекцию решением Кущевского районного суда. При этом Гончаров откровенно шантажировал свою сотрудницу, заявив, что если та выполнит его поручение, то он не даст ход акту ревизии, по результатам которой был установлен факт совершения Татьяной Поповой хищения денежных средств в сумме 609 тысяч рублей. Поскольку на этом основании Попову могли привлечь к уголовной ответственности, ей пришлось пойти на поводу у начальника и заплатить штраф из своего кармана.

В результате под следствием оказались оба. В конце прошлого года следственный отдел ОМВД России по Кущевскому району завершил расследование уголовного дела, возбужденного в отношении сотрудницы 12-й межрайонной инспекции ФНС по Краснодарскому краю по статье «Присвоение или растрата», а заодно и возбудил уголовное дело в отношении начальника инспекции.

Этот эпизод, конечно же, не единственное позорное пятно, которое легло на кущевских налоговиков под руководством Игоря Гончарова. На должность начальника инспекции он был назначен приказом руководителя Федеральной налоговой службы РФ Михаила Мишустина в марте 2015 года и сразу же стал наводить во вверенной ему организации свои порядки. Видимо, Гончаров посчитал, что предшествующий почти 20-летний опыт работы в налоговых органах Краснодарского края дает ему право превратить районную инспекцию в бесконтрольную вотчину.

«С первого же дня вступления в должность Гончаров начал вершить судьбы людей, не интересуясь их личными и профессиональными качествами, — рассказывают сотрудники кущевской налоговой. – Начались тотальные проверки, а собранная Гончаровым кучка лизоблюдов в надежде получить хорошие должности преподносила начальнику ложную информацию об остальных коллегах. Мотивация к работе у людей постоянно падала, даже специалисты с огромным опытом работы боялись сказать лишнее слово, и в результате инспекция, раньше занимавшая передовые места на уровне края, упала на самое дно».

Если бы все эти нововведения касались только сотрудников кущевской ИФНС, то, возможно, деятельность Игоря Гончарова еще долго не заинтересовала бы правоохранительные органы – мало ли на свете самодуров? Но Гончаров, целенаправленно выживая из возглавляемой им организации профессионалов, преследовал далеко идущую цель – создать в Кущевской нечто вроде внутреннего офшора на территории Краснодарского края.

Практически сразу после назначения Гончарова начальником ИФНС № 12 по Краснодарскому краю в ней стали регистрироваться странные организации, которые не осуществляли никакой деятельности на территории Кущёвского района, а просто держали в нем офис. Эти структуры, судя по всему, подконтрольные лично ему, Гончаров без тени смущения называл перед сотрудниками «спонсорами», которые фактически получали налоговую индульгенцию – полное освобождение от контроля со стороны налоговых органов. Такими особыми привилегиями пользовались ООО «Тэкар» (ИНН 2312215478), ООО «Тэкар логистик» (ИНН 2312216070), ООО «Грузотех» (ИНН 2312222468), ООО «Грузовые технологии» (ИНН 2312217588).

На проведение каких-либо содержательных проверок в отношении этих фирм было наложено табу, а те специалисты, кто был не согласен с такой постановкой вопроса, быстро лишался работы. Фактически перечисленные организации и еще ряд структур были обнальными площадками, которые предъявляли колоссальные суммы к возмещению НДС. И получали возмещение без каких-либо особых проблем, так как контроль за проведением выездных налоговых проверок в этих компаниях осуществлял лично Гончаров.

Обосновавшись в Кущевской, Гончаров действовал по золотому правилу коррупционеров: друзьям – все привилегии, остальным – закон. В то время, как подконтрольные главному налоговику района обнальные конторы занимались своим мутным бизнесом фактически открыто, честный бизнес испытывал все большее давление. Используя административный ресурс, Гончаров регулярно выбирал на территории платёжеспособные организации, ведущие реальную коммерческую деятельность, и устраивал их травлю с помощью своих доверенных лиц, вынуждая предпринимателей платить взятки. В результате многие руководители компаний просто были вынуждены сменить юридические адреса и перерегистрироваться в других налоговых инспекциях, чтобы иметь возможность дальше честно работать, платя все положенные налоги.

Тем временем, ситуация в кущевской налоговой инспекции накалялась с каждым днем. За три года и несколько месяцев работы Гончарова из ведомства было уволено около 80% квалифицированных работников – кого-то выгоняли под надуманным предлогом, а кто-то уходил сам, не в силах вынести давление начальства. Многие, наверное, думают, что сотрудники налоговых структур, от чьей деятельности напрямую зависит наполнение бюджета страны, получают приличные зарплаты – так вот, это большое заблуждение. Та же упоминавшаяся выше сотрудница кущевской ИФНС Попова, имея должность руководителя отдела, получала зарплату в размере всего 30 тысяч рублей в месяц – значительно ниже, чем в среднем по стране! Конечно, у налоговиков еще есть приличные ежеквартальные премии и другие поощряющие выплаты, которые позволяют их семьям жить более или менее прилично, но в том-то и дело, что их начисление напрямую зависит от воли начальника инспекции, и этой возможностью Гончаров пользовался регулярно. Практически всех сотрудников инспекции он заставил под угрозой увольнения писать заявление на расторжение контракта без даты, угрожая, что поставит под ним свою подпись при любом удобном случае. «Нам всегда говорилось: я здесь хозяин, и только моя воля определяет дальнейшее прохождение вашей службы», — говорят сотрудники кущевской ИФНС.

«Мы живем в сельской местности, где трудоустроиться очень сложно, — продолжают бывшие налоговики. – Но и после увольнения из инспекции Гончаров следит за всеми, кто нашел новое место работы, и присылает туда самые лживые характеристики, чтобы для специалистов не было возможности реализовать их профессиональные качества на новом месте работы. При наличии жалоб Гончаров в жёсткой форме говорил, что имеет огромные связи в МВД и прокуратуре и ему не составит труда возбудить против несогласных уголовное дело».

Сложившаяся сегодня в инспекции № 12 ситуация откровенно плачевна. Сначала выпускник военного училища Гончаров превратил вверенное ему ведомство в школу выживания для профессионалов, а затем, когда грамотные специалисты стали уходить один за другим, начал приглашать на их место сомнительных лиц, которые совершали преступления на прежних местах работы. Одним из таких сотрудников оказался Борис Федотов, ранее занимавший должность старшего судебного пристава в районном отделе РОСП ФССП. В настоящий момент в отношении него возбуждено уголовное дело по той же ст. 286 УК РФ (злоупотребление служебными полномочиями).

Чаша терпения сотрудников кущевской ИФНС оказалась переполнена, когда прямо на рабочем месте начальник инспекции стал устраивать непотребные шоу. Кубань – край казачий, к традициям здесь относятся с почтением, и некоторые привычки Гончарова бросили этим традициям дерзкий вызов. В одном из развлекательных мероприятий, с размахом организованных для Гончарова его «друзьями» из коммерческих организаций, участвовал «казачий» хор из чернокожих парней и девушек, распевавших кубанские песни. Такого позора станица Кущевская еще не видела.

Логично задаться вопросом: за чей счет происходил весь этот банкет? Мало-помалу этим вопросом стали интересоваться и правоохранительные органы, с которыми Игорь Гончаров вел себя столь же высокомерно, как и с коллегами по работе. Он не просто покровительствовал сомнительным структурам на территории района, но еще и противодействовал органам полиции, суда и прокуратуры, когда те запрашивали у налоговиков необходимые сведения об этих организациях. Одновременно Гончаровым придумывались все новые схемы для усиления давления на бизнес с целью получения личной выгоды и повышения благосостояния своего кармана.

И только после того, как на карманные организации Гончарова обратили внимание прокуратура и полиции, ему ничего не оставалось, кроме как помочь им оформить перерегистрацию в другие налоговые инспекции, чтобы скрыть ведение противоправной деятельности. За противодействие предоставлению информации об этих компаниях и регулярные отписки в адрес различных структур Гончаров был привлечён к административной ответственности как должностное лицо, но полностью отрезвить зарвавшегося налоговика может только серьезная уголовная статья. Ведь Гончаров не раз бравировал тем, что имеет компромат на вышестоящее начальство, а следовательно, может себе позволить любые вольности.

Возбужденное против Гончарова уголовное дело стало сигналом, что кущевский налоговик откровенно «брал не по чину», но в Кущевской мало кто сомневается, что без должного внимания за пределами района дело будет «благополучно» замято. Когда сложившаяся в ИФНС № 12 ситуация попала в поле зрения прокуратуры Кущевского района, в ходе прокурорской проверки в действиях Гончарова было выявлено множество нарушений. Например, были выявлены многочисленные факты установки на территории района платежных терминалов, не зарегистрированных в налоговом органе, установлены факты использования Гончаровым служебного транспорта в личных целях, в том числе в выходные дни. Внимание прокурорских работников привлекло и то, что на протяжении трех лет, то есть с момента вступления Гончарова в должность начальника кущевской инспекции ФНС, ею не велась работа по взаимодействию с полицией в целях выявления преступлений в налоговой сфере.

Ни по одному из этих фактов Гончаров до сих пор не понёс никакой ответственности, и это действительно говорит о том, что у него есть поддержка в верхних эшелонах власти, где готовы покрыть все его деяния. Но покровителям Гончарова нелишне вспомнить, что к событиям в Кущевской после массового убийства в ноябре 2010 года постоянно приковано внимание всей страны, и любой новый скандал в станице неизменно отзывается на более высоком уровне. Кто знает, какие люди стоят за «простым» налоговым чиновником Игорем Гончаровым.