В Госдуме попросили генпрокурора Чайку проконтролировать расследование дела о ЧП в ИТМО


Депутат ГД от СПб. Михаил Романов (на фото) считает, что генеральный прокурор Юрий Чайка должен взять на личный контроль расследование дела об обрушении корпуса Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики. Тем временем, как сообщается, при разборе завалов в ИТМО спасатели не нашли людей.

Учебный корпус университета на улице Ломоносова, 9 в Петербурге чудом не сложился как карточный домик. Стены остались стоять, но в середине здания образовалась дыра почти в тысячу квадратных метров.

Здание, в котором сейчас находится университет, построено в 1870 году. До революции там располагалось Императорское коммерческое училище, после — Институт холодильной промышленности. Реконструкция была проведена в 1962 году.

В каком году был построен именно пострадавший корпус не ясно. Но понятно, что он очень старый. Хотя бы потому, что там еще деревянные перекрытия.

Однако само по себе наличие таких перекрытий к обрушению привести не могло, уверен зампредседателя петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников Александр Кононов:

«С точки зрения строительства и его качества изначально совершенно очевидно, что почти наверняка там все было сделано хорошо и правильно, потому что здание существовало достаточно долго, никаких проблем, при всех нагрузках, даже при надстройке двух этажей. Зданий с деревянными перекрытиями, при необходимых усилениях существует у нас в городе в огромном количестве, и ничего здесь удивительного нет. Значит, где-то были либо нарушены какие-то строительные нормы, либо были спроектированы какие-то ошибочные решения по реконструкции».

Все оказалось проще: рабочие просто сложили бетон, керамзит и прочие стройматериалы в одном месте, отмечает Business FM (https://www.bfm.ru/news/407154): Из-за этого перекрытия не выдержали и рухнули…

Такое отношение к ремонтным работам совсем не удивило координатора городского общественного движения «Живой город» Антонину Елисееву. Компании, как правило, нанимают гастарбайтеров, а те в свою очередь не сильно задумываются о том, что делают:

«Если ремонт проводился таким образом, если такие подрядчики, то, в принципе, то, что случилось, тоже как-то уже не удивляет. Странно, что такие серьезные работы проводились, когда в здании были студенты. Явно там сэкономили. Явно от согласованного проекта там были серьезные отступления. Такая ситуация возникает у нас часто. Очень много в Петербурге нареканий. И сами жители, если это жилые дома исторические, возмущены тем, как их дома ремонтируют: что это гастарбайтеры, что какими-то варварскими методами. Таких случаев были просто десятки».

В результате ЧП были разрушены 13 аудиторий и часть коридоров.

Самое интересное, что аварийное состояние рухнувших перекрытий зафиксировали еще в прошлом мае. В отчете компании «Спбпроектреставрация», работавшей в здании, написано, что несущие деревянные балки в перекрытии второго этажа гниют, а в перекрытии первого этажа — сквозные трещины.

Теперь руководство Университета информационных технологий, механики и оптики просит провести экспертизу не только пострадавшего здания, но и трех соседних корпусов, где пока решено не проводить занятия.

По факту обрушения возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности при строительных работах. Максимальное наказание по данной статье (если обошлось без жертв) — лишение свободы до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься подобной деятельностью.

Совладелец компании «ПетербургРеставрация» Никита Барабанщиков посоветовал не торопиться с выводами о виновности его строителей в масштабном обрушении старинного здания в центре Петербурга.

Никита Барабанщиков ночь на 17 февраля провел в Следственном комитете. На допрос он приехал с места происшествия на улице Ломоносова, где вечером в субботу рухнули перекрытия пяти этажей корпуса ИТМО.

«Ночью у нас в офисе прошёл обыск, и у нас изъяли документацию и техническое оснащение. После чего опять отвезли на Басков переулок, где мы завершали протокол допроса», – рассказал в интервью «Фонтанке» (https://www.fontanka.ru/2019/02/18/002/) глава фирмы-подрядчика.

«О каком-то там складировании материалов, о котором пишут в СМИ, даже речи не шло. Но даже если отталкиваться от этой версии, то используемый нами материал не может давать нагрузки, которая могла бы привести к обрушению», – заявил Барабанщиков и выдвинул свою версию произошедшего.

Со своей стороны Михаил Романов попросил генпрокурора проверить органы, которые занимаются надзором за реставрацией памятников архитектуры, в число которых входит ИТМО. Он призвал изучить контракты на реставрацию на предмет коррупционной составляющей, а также проверить безопасность других корпусов университета.

В письме к Юрию Чайке депутат Романов со ссылкой на сайт администрации Петербурга указывает, что ранее собственникам объекта культурного наследия «Здание коммерческого училища» вынесены два постановления о привлечении к административной ответственности после внеплановой проверки КГИОП и последующего выявления факта проведения самовольных работ. С тех пор официальной информации о проверке комитетом ремонта и реставрации здания на сайте Смольного нет.

Кроме того, проверочных мероприятий в ИТМО нет в графике плановых проверок на 2019 год. По мнению депутата, это говорит о том, что в комитете «особо тревоги за особняк не испытывали», передают информагентства (https://abnews.ru/2019/02/18/romanov-poprosil-genprokurora/). Романов также подчеркивает в письме, что в СМИ появилась информация о том, что в проекте ремонта в мае 2018 года уже говорилось об опасности обрушения.

Парламентарий в обращении усомнился в качестве и регулярности проверок корпуса ИТМО городскими профильными ведомствами. Также он обратил внимание прокурора на то, что ИТМО с 2015 года проводил аукционы на реставрацию и капремонт здания более 60 раз, что должно было привлечь, по мнению Романова, пристальное внимание к состоянию объекта.

СПРАВКА:

Обрушение кровли и деревянных перекрытий пяти этажей корпуса ИТМО произошло 16 февраля. Из здания были эвакуированы 86 студентов и преподавателей, пострадавших и погибших нет. Возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности при строительных работах. Судьбу искалеченного памятника архитектуры днём 17 февраля обсудили на заседании оперативного штаба. Одним из вариантов развития событий может быть снос здания.